Японская компания Fujitsu Laboratories Ltd. в сотрудничестве с Береговой охраной страны провела на базе Центра управления движением судов в Токийском заливе испытания основанной на искусственном интеллекте технологии Fujitsu Human Centric AI Zinrai для предотвращения столкновений судов.
Об этом сообщает ЦТС со ссылкой на Порты Украины.
По данным Японской комиссии по безопасности на транспорте, в период с 2009 по 2019 год в Японии произошло 2963 происшествия на море, - в среднем 286 происшествий в год. Последствия столкновения крупнотоннажных судов могут быть очень серьезными как с точки зрения безопасности экипажа, повреждения судов, так и экологии.
Операторы системы управления движением судов, оказывая поддержку судам в районах с высокой плотностью движения, опираются на данные АИС и радаров, однако просчитать, как именно будет двигаться каждое из большого количества судов, не всегда представляется возможным. В большой степени своевременная оценка риска и оперативная выдача рекомендаций судам зависят от опыта оператора.
Предлагаемая Fujitsu технология позволяет предвидеть возможные столкновения и определять, в каких районах риск столкновения выше. Применение технологии в сочетании с системой управления движением судов позволяет повысить уровень безопасности мореплавания и снизить риск столкновений. При этом она до некоторой степени позволяет снизить зависимость оперативности и качества рекомендаций от опыта оператора и в целом повысить скорость реагирования на возможные риски. К таким выводам в компании пришли по итогам сравнения двух методов управления движением судов - традиционного, без использования искусственного интеллекта, и с использованием искусственного интеллекта. Вживую искусственный интеллект к СУДС не допускали - все ситуации проигрывали на тренажере.
По итогам, использование искусственного интеллекта в дополнение к человеческому позволяет сократить промежуток до подачи судну предупреждения о риске в среднем на две минуты. В критических ситуациях эти две минуты могут иметь решающее значение. При этом искусственный интеллект выдавал в два раза больше предупреждений о рисках, чем операторы, то есть, работал на повышение безопасности мореплавания превентивно. Наконец, поддержка со стороны искусственного интеллекта позволяла давать качественные рекомендации судам даже не очень опытным операторам, соответственно, технология поможет в работе новичкам.
Теперь Fujitsu намерена продолжать тестирование технологии в более сложных условиях и повышать ее точность с тем, чтобы в перспективе выйти на ее практическое внедрение.
Напомним, ранее ЦТС сообщал, что треть танкеров COSCO отключились от систем AIS после ввода санкций США против компании. После ввода санкций 14 судов COSCO перестали передавать данные о своем местоположении, 9 из них - класса VLCC.