Сегодня, 3 октября, Верховная Рада Украины поддержала во втором чтении и в целом законопроект "О концессии".

Как пишет ЦТС, "за" проголосовали 257 народных депутатов, "против" - 0, воздержались - 23.

Как считают законодатели, механизм концессии позволит государству возложить на частный сектор инвестиционные, социальные, экологические и другие обязательства на весь период концессии, при этом, сохраняя имущество в государственной собственности.

Применение механизма концессии позволит государству привлечь значительные частные инвестиции для модернизации и повышения эффективности использования инфраструктурных объектов, таких как морские и речные порты, автомобильные дороги, аэропорты, другие объекты государственной собственности.

Напомним, что над документом работали более двух лет с привлечением консультантов ЕБРР, экспертов АСС и ЕБА. Также участие в подготовке принимали МИУ и Министерство экономического развития.

Законопроектом предусматривается, что проекты концессии могут реализовываться в любых сферах хозяйственной деятельности и на базе любого имущества за исключением: объектов, в отношении которых законами установлены ограничения/запреты о передаче их в концессию (например, леса); проектов, не предусматривающих внесения инвестиций в объект; проектов, в которых частный партнер получает полное возмещение произведенных им инвестиций от государственного партнера; проектов, которые не предусматривают создания и/или эксплуатации объектов концессии, и/или предоставления общественно значимых услуг.

Участие в концессионном конкурсе могут принимать как резиденты, так и нерезиденты. То есть законопроект обеспечивает равные условия для всех субъектов относительно их участия в концессионном конкурсе. Победителем конкурса может быть как резидент, так и нерезидент. Однако концессионером могут быть только юридического лица, зарегистрированные в Украине (резиденты Украины). Таким образом, нерезиденты после победы в концессионном конкурсе обязаны создать юридическое лицо в Украине, с которым будет заключен концессионный договор, что, в свою очередь, гарантирует уплату концессионерами налогов на территории Украины.

Также закон предусматривает концессию по строительству и эксплуатации автомобильных дорог. При этом обязательное условие - наличие альтернативного бесплатного проезда в соответствии с законом Украины "Об автомобильных дорогах".

Стоит отметить, что концессионные конкурсы, которые были начаты до вступления в силу данного закона, будут завершены с использованием процедуры, по которой они были начаты.

Читайте также 10 вопросов о законе "О концессии"