АО "Укрзализныця" с 00:00 13 октября 2019 года введет в действие новые ставки платы за использование собственных вагонов компании, платы за пользование вагонами перевозчика АО УЗ за пределами Украины и коэффициенты порожнего пробега.

Как пишет ЦТС, обновленный размер ставок был утвержден правлением АО "Укрзализныця" 6 сентября, а обнародованы они были накануне, 12 сентября, в газете "Урядовий кур’єр".

Будут действовать следующие тарифные ставки на использование основных видов вагонов (без НДС):

Окатышевоз - 1000 грн/сутки (до этого, с 19 мая текущего года, - 1426 грн/сутки);

Полувагон, вагон переоборудованный и модернизированный в полувагон - 902 грн/сутки (ранее - 886 грн/сутки);

Думпкар, хопер-дозатор - 683 грн/ сутки (ранее 1308 грн/сутки);

Цементовоз - 868 грн/сутки (было 865 грн/сутки);

Минераловоз - 1214 грн/сутки (ранее 1192 грн/сутки);

Зерновоз, вагон для перевозки муки - 1136 грн/сутки (было 1117 грн/сутки);

Автомобилевоз - 1173 грн/сутки (было 989 грн/сутки);

Платформа универсальная - 787 грн/сутки (было 718 грн/сутки);

Платформа фитинговая - 606 грн/сутки (ранее 456 грн/сутки);

Цистерна - 834 грн/сутки (было 833 грн/сутки);

Крытый вагон - 1172 грн/сутки (было 1160 грн/сутки).

Таким образом, значительно повышена стоимость использования таких типов подвижного состава, как фитинговая платформа, автомобилевоз, платформа универсальная.   Существенно снижена стоимость использования окатышевозов и думпкаров. По остальным типам вагонного парка произведено увеличение стоимости пользования в незначительном размере от 0,12% до 3,5%.

Напомним, что предыдущий пересмотр ставок платы за использование грузовых вагонов УЗ состоялся 19 мая 2019 года. Тогда, по словам Андрея Рязанцева, ставки были пересмотрены для обновления основных средств в связи с увеличением стоимости ремонтов вагонов и ростом промышленного индекса цен.

По поводу нынешнего изменения ставок бизнес уже высказал претензии.

"Непонятна аргументация столь значительного повышения стоимости использования фитинговых платформ и автомобилевозов. В "Стратегии развития А0 УЗ 2019-2023" планируется значительное увеличение перевозок грузов в морских контейнерах. По планам А0 УЗ к 2030г объем перевозок контейнеров по железной дороге составит 1,7-2,4 млн, при нынешних 0,2-0,3 млн контейнеров (планируемый рост в 8-10 раз). Как при таком удорожании использования фитинговых платформ можно достичь таких темпов роста? Аналогичная ситуация и по автомобилевозам, в последнее время наметился рост перевозок автомобилей по железной дороге. С повышением ставки использования автомобилевоза данный процесс будет остановлен", - заявил в комментарии ЦТС Валерий Ткачев, глава совета "Центра развития логистики".              

Также он прокомментировал обновленные коэффициенты порожнего пробега, вводящиеся УЗ с 10 октября.

По его словам, повышение этого коэффициента увеличивает фактическую стоимость перевозки грузов по железной дороге (грузоотправитель оплачивает большее расстояние движения вагона в порожнем состоянии).                                                               

Данный коэффициент был повышен для следующего подвижного состава:

- цистерны +12,33%;

- рефрижератор +4,59%;

- зерновоз +2,25%;

- фитинговая платформа +25%;

- думпкар +1,61%.

По остальным типам подвижного состава коэффициенты понижены

"Вызывает вопрос существенное отличие данных коэффициентов для отдельных типов подвижного состава. Например, для полувагона коэффициент составляет 0,55; а для вагона-зерновоза - 0,91", - отметил эксперт.

В свою очередь, собственник ООО "Квадро Центр" Александр Ткачук заявил: "Обновленные ставки платы за использование собственных вагонов УЗ вступят в силу через месяц - с 13 октября 2019 года. Следует отметить, что среди универсального подвижного состава (полувагон, крытый, платформа) коэффициенты порожнего пробега к нагруженному или не изменились (крытый) или уменьшились (полувагон, платформа). В свою очередь, увеличились коэффициенты порожнего пробега для специализированного подвижного состава (зерновозы, фитинговая платформа), поскольку специализированный подвижной состав обычно после выгрузки возвращается пустым в то же место погрузки, что требует 100% компенсации порожнего пробега. Однако и уменьшение платы за порожний пробег полувагона и платформы будет не существенным - в среднем на 5-6% (оно попадает в соседние близкие диапазоны тарифных расстояний Сборника тарифов). В целом можно отметить, что в конечном итоге повышение платы за использование собственных вагонов УЗ не является существенным".

Он добавил, что на сегодня рыночные ставки на вагоны частных собственников существенно ниже, чем на вагоны УЗ, поскольку частные операторы применяют другую методику определения стоимости перевозки.