"Укрзализныця" в конце апреля - начале мая 2019 года выставила на реализацию очередные крупные партии лома черных металлов через систему ProZorro. При этом, условия тендеров не претерпели изменений в лучшую сторону по сравнению с предыдущими аукционами: металлургам предлагается купить лом на условиях, не предполагающих ответственность УЗ по физическому предоставлению лома, его сохранности и доступу покупателя к приобретенному сырью, а также обязательств по его отгрузке.
Об этом сообщает ЦТС со ссылкой на "Укрметаллургпром".
По состоянию на начало мая, отгрузка лома по мартовским контрактам в адрес ряда победителей аукционов так и не началась. Победитель одного из тендеров внес 100%-ную предоплату в размере сотен миллионов гривень за металлолом, однако прошло уже полтора месяца, а отгрузка проплаченного металлолома так и не началась.
По данным "Укрметаллургпрома", более того, сейчас появилась "новация" в части смешивания видов лома. Это вводит покупателей в заблуждение, поскольку различные виды лома предполагают различные способы переработки и, следовательно, различных потребителей.
Объединение предприятий "Укрметаллургпром" ранее уже призывало УЗ пересмотреть условия продажи металлолома, а также указывало на несостоятельность отгрузки металлолома на условиях EXW Склад продавца.
Тем не менее, "Укрзализныця" продолжает игнорировать предложения участников рынка, говорят в Металлургпроме.
"Условия поставки лома - главный проблемный вопрос. Металлурги предлагают покупать лом на условиях FCA вместо предлагаемых "Укрзализныцей" EXW. Условия EXW означают, что право собственности от продавца к покупателю переходит на товар на территории УЗ. При этом "Укрзализныця" не несет никаких обязательств по срокам предоставления лома и его сохранности. В документах на торгах не содержится данных о фактическом нахождении лома, а УЗ единолично регулирует доступ к своим площадкам, где складируется лом. Она же распоряжается и оборудованием, которым можно погрузить лом в вагоны или автотранспорт, и стоимость погрузки определяет на свое усмотрение", - отмечают в отраслевом объединении.
По предлагаемым "Укрзализныцей" условиям, покупатель должен вместо одного договора приобретения лома заключить отдельно три договора - покупки, погрузки и организации перевозки. В документации торгов проекты двух последних договоров отсутствуют, что предоставляет УЗ поле для спекуляций. А количество договоров погрузки и организации перевозки пропорционально количеству филиалов УЗ, принимающих участие в отгрузке. Иными словами, УЗ предлагает покупателю самостоятельно договариваться с каждой из ее площадок об условиях погрузки и отправки уже купленного лома.
Металлурги же предлагают покупать лом на условиях FCA, т.е. лом, погруженный в вагон и находящийся на ж/д станции. Этот способ поставок избавляет покупателя от рисков нарушения продавцом условий сохранности товара и сроков отгрузки. Цена FCA включает расходы продавца по погрузке и доставке до станции. На этих условиях отрасль работает уже 10 лет, они являются основополагающими для украинского рынка, сокращают документооборот и практически исключают "ручное" управление и контакты исполнителей.
Ранее ЦТС писал о том, что военизированная охрана УЗ предотвратила кражу лома на полмиллиона гривен. В УЗ создали стрелковые команды в криминогенных районах, которые борются с кражами на железной дороге.