В январе-июне 2018 года морскими портами Украины было обработано 63,8 млн т грузов. С начала года порты приняли и отправили 5 848 судов, что на 176 единиц или 3,1% больше аналогичных показателей 2017 года.

Вместе с тем, объем перевалки грузов за полугодие на 3,1% меньше показателя за аналогичный период 2017 года. Незначительное падение обосновывается меньшим объемом зерна, отправленным аграриями на экспорт, и дефицитом вагонов и тяги для перевозки руды. Об этом пишет ЦТС, ссылаясь на данные, полученные от Администрации морских портов Украины.

Отмечается, что снижение грузооборота произошло по двум основным видам грузов - зерну и руде. Уменьшение экспортной перевалки зерновых (-10,3%) было вызвано снижением торговой активности в межсезонье и высоким уровнем конкуренции. За отчетный период таких грузов было обработано 18,190 млн т. "Следует отметить, что урожай зерновых и масличных в 2017 году составил 61,3 млн т, что на 7% меньше, чем в 2017 году. Таким образом, падение объемов перевалки объясняется меньшим урожаем", - отмечает старший аналитик ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев. Рост объема перевалки зерновых в украинских портах традиционно начинается с июля, а май и июнь являются месяцами, когда объемы перевозок зерновых снижаются.

Снижение объема экспорта руды по итогам первого полугодия составило 26,5%. В абсолютных числах это 8,509 млн т против 11,589 млн т годом ранее. Всего за январь-июнь текущего года морпортами было перевалено 13,026 млн т руды. Наибольший спад перевалки руды в целом отмечается в морском порту Южный на двух терминалах - ТИС-Руда (-34,9%) и ГП МТПЮ (-20,8%). Причина такого существенного спада - острая нехватка подвижного состава (локомотивов и вагонов), предоставляемых "Укрзализныцей". Так, дефицит локомотивной тяги на сети УЗ составляет, по разным оценкам, от 100 до 150 локомотивов. А о массовых простоях грузовых вагонов в последние месяцы сообщалось неоднократно.

Перевалка экспортных грузов за 6 месяцев составила 46,1 млн т, что на 8,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Наибольший прирост показали черные металлы 8,1 млн т (+16,5%), из них: 4,8 млн т - металлопрокат (+3%) и 1,6 млн т - чугун (+66,5%). В экспортном направлении было перевалено 17,491 млн т зерновых грузов за полугодие. Лидерами по перевалке стали Одесский порт (5,8 млн т), Мариупольский порт (2,3 млн.т) и порт Южный (1,6 млн т).

Следует отметить рост перевалки контейнеров на 37% до 391 тыс. TEU. Лидером здесь традиционно является Одесский порт, переваливший 284 тыс. TEU. На втором месте порт Черноморск с перевалкой 59 тыс. TEU, на третьем месте - Южный, обработавший 47 тыс. TEU (+47%).

Перевалка импортных грузов выросла на 18,7% и составила почти 11 млн т, против 9,2 млн т в январе-июне 2017 года. Позитивную динамику по импорту продолжают показывать такие грузы как руда (+19,7%), перевалка которой составила 3,7 млн т и уголь - 2,8 млн т (+10,7%).

Грузооборот транзитных грузов в сравнении с периодом прошлого года вырос на 7,9% до 5,8 млн тонн. Основной объем транзита переваливается на терминале ТИС-Уголь (уголь) и ОПЗ (аммиак) в порту Южный (3 млн т), на втором месте Одесский порт (0,7 млн т), на третьем - Ренийский порт (0,6 млн т). При этом, намечается падение транзитных поставок угля, так как отгрузки в адрес украинских портов в последние три месяца не осуществляются. В тоже время, эксперты отмечают что транзитные грузопотоки во втором полугодии могут существенно уменьшиться из-за ограничений РЖД. "Операторы рынка железнодорожных перевозок говорят об ограничениях РЖД по отправкам угля в украинские порты еще с мая-июня. Ощутить и оценить влияние этого фактора на объемы перевалки транзита в портах можно будет уже по результатам третьего квартала 2018 года", - отмечает Андрей Исаев.

Напомним, что по итогам 2017 года морские порты Украины перевалили 132,9 млн тонн грузов, что стало на 0,9% больше, чем в 2016 году. Больше всего грузов обработал порт Южный - 41,889 млн тонн (+6,6%). Порт Одесса занял вторую строчку с показателем 24,12 млн тонн (-4,5%), Николаев стал третьим - 23,533 млн тонн (+5%).