Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА) призывает Верховную Раду и Кабмин доработать некоторые положения законопроекта "О концессиях", принятого ранее парламентом в первом чтении.

В частности, эксперты ЕБА отмечают, что принятие закона "О концессиях" является важным шагом для бизнеса, поскольку сейчас существует ряд неурегулированных на законодательном уровне вопросов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП). Вместе с тем, законопроект №8125 требует существенной доработки ко второму чтению.

В противном случае, новый закон не будет иметь ожидаемого позитивного эффекта для бизнеса и экономики страны в целом.

Об этом говорится в письме ЕБА, адресованном спикеру ВРУ А. Парубию, председателю комитета ВРУ по вопросам экономической политики А. Иванчуку, первому вице-премьеру С. Кубиву, копия которого имеется в распоряжении ЦТС.

К примеру, компании-члены Комитета по логистике Ассоциации считают, что критически необходимо существенно доработать вопросы, связанные с предлагаемыми изменениями в земельное законодательство для целей реализации концессионных проектов. Поскольку на практике такие изменения могут привести к нарушению прав законных собственников и пользователей земли и дать необоснованные преимущества проектам, осуществляемым в рамках концессионного договора. Таким образом, реализация проектов на основании государственно-частного партнерства может стать коррупционным механизмом для захвата земельных участков и их изъятия у законных собственников, и пользователей. Поэтому такие изменения должны быть исключены из законопроекта.

Также компании-члены Комитета по логистике Ассоциации предлагают доработать положения законопроекта по возложению на концессионера одноразовой фиксированной платы при заключении договора концессии. Такие нормы способствуют возможности "искусственного" обременения объекта концессии обязательствами, в том числе кредитными, в результате чего концессионный проект может утратить свою привлекательность для потенциальных инвесторов. При этом предлагается рассмотреть возможность установить максимальный порог такого платежа.   

Кроме того, компании-члены Ассоциации считают, что идея создания КМУ юрлица для оказания помощи государственным партнерам не согласована с идеей привлечения советников, независимых экспертов, МФО, на которые законопроектом возложено выполнение аналогичных функций.

Есть вопросы и к гарантиям, которые должны предоставляться государством концессионеру для обеспечения стабильности концессионных отношений.

В Европейской Бизнесс Ассоциации указали и на ряд других концептуальных изменений и доработок, которые должны быть учтены ко второму чтению. При этом, в Ассоциации заявляют о готовности в рабочем порядке обсуждать и брать участие в доработке законопроекта.

Как уже писал ЦТС, ранее Федерация работодателей Украины (ФРУ) обратилась с письмами к руководству Верховной Рады и Кабинета министров Украины, в которых озвучены предложения по доработке проекта закона "О концессиях".

В ФРУ считают, что законопроект в нынешнем виде дает возможность для незаконного захвата земельных участков путем установления новой процедуры оформления прав на земельные участки, необходимые концессионеру.

Кроме того, он не дает возможности бизнесу, который захочет участвовать в концессионном конкурсе, привлечь кредитные средства в валюте.

Специалисты ФРУ также считают, что законопроектом предлагается нечеткая норма определения фиксированной платы для концессионера, которая является основой для создания новой коррупционной схемы. На концессионера, кроме регистрационного взноса и концессионных платежей, возлагается обязанность уплатить единовременную фиксированную плату, в случае если это предусмотрено условиями концессионного конкурса. Размер единовременной фиксированной платы определяется с учетом определенных условий в зависимости от того, что является объектом концессии: все имущество балансодержателя или только часть. В Федерации работодателей Украины уверены, что предложенные нормы будут способствовать возможности "искусственного" обременения объекта концессии обязательствами, в том числе кредитными, в результате чего концессионный проект может потерять свою привлекательность для потенциальных инвесторов.

Читайте также С новым законом будет быстрее: Концессионные пилотные проекты в портах набирают обороты