В России для решения проблемы дефицита вагонов предложено штрафовать грузоотправителей и грузополучателей, если те задерживают вагон под погрузкой или выгрузкой, в пользу операторов и владельцев парка. При этом предлагаемый сейчас размер штрафа настолько высок, что за неделю простоя одного вагона можно собрать сумму, достаточную для покупки нового. Сейчас подобные штрафы существуют только в пользу РЖД, пишет Коммерсантъ.

Штраф, по мнению Минтранса РФ, должен быть в десять раз больше зафиксированного Уставом железнодорожного транспорта (0,2 МРОТ за час простоя на каждый вагон). Соответственно, в параметрах 2017 года сутки простоя обойдутся в 374,4 тыс. рублей (6,33 тыс. долларов) на вагон.

Источник, знакомый с ситуацией, поясняет, что предложения по ставке штрафа не окончательные и являются переговорной позицией.
Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук отмечает, что простои под выгрузкой у грузополучателей Северо-Запада РФ даже по сравнению с летом этого года увеличились в разы. Есть случаи простоя хопперов под погрузкой в центральном регионе по десять суток.

"Если сократить время простоя хотя бы до норматива в несколько суток, это позволило бы увеличить погрузочный ресурс и снизить оборачиваемость вагона - на 20%, по некоторым оценкам", - отметил эксперт. При этом, по его словам, могут возникнуть проблемы с организацией взимания штрафов: если у оператора есть договорные отношения с грузоотправителем, то с грузополучателем его ничто не связывает.

В Федеральной грузовой компании (ФГК, дочерний оператор РЖД) замечают, что штрафы действовали на протяжении всего периода существования инвентарного парка (вагонов в непосредственной собственности РЖД), и преимущества этого были очевидны. "Плата за простой дисциплинирует грузоотправителей и получателей, - отметили в ФГК. - Снижение оборота вагонов на одни сутки позволит высвободить около 30 тыс. парка, таким образом, вопрос нехватки подвижного состава отпадет".

Однако клиенты либо не подтверждают простоев, либо говорят о неподконтрольных причинах. Так, гендиректор Ленинградского комбината хлебопродуктов Наталья Загорская объясняет простои графиком элеваторов, которые не работают в выходные дни, и неравномерной подачей вагонов РЖД. "Отгруженные вагоны выходят с элеватора и попадают на станцию, где начинают скапливаться. И, например, вместо того, чтобы получать пять вагонов планомерно через день, мы получаем двадцать вагонов одномоментно", - пояснила она.

На Петербургском мельничном комбинате (ПМК) заметили, что введение штрафов полностью не решит проблему, так как регулирование движения вагонов должно быть не только со стороны самих предприятий, но и со стороны перевозчиков.