Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) обязал филиал "Центр обеспечения производства" (ЦОП) ПАО "Укрзализныця" отменить проведение тендера на закупку 90 тыс. тонн дизельного топлива с применением формульного ценообразования. Об этом сообщает OilNews со ссылкой на источник на рынке.

Как известно, во вторник 15 августа состоялось заседание коллегии АМКУ, на котором рассмотрели четыре жалобы трейдеров относительно тендера. В частности, торги обжаловали компания "Торговый дом "Сокар", "ОККО Контракт", "Элемент Нафта" и "Нафтотрейд-Капитал", которая входит в группу WOG. Единственным участником, который не подал жалобу, является "Трейд Коммодити" - крупнейший поставщик нефтепродуктов для УЗ в этом году.

По информации OilNews, с целью не допустить дефицита топлива на железной дороге, в ближайшее время ЦОП объявит пять тендеров на закупку дизтоплива объемом 50 тыс. тонн (по 10 тыс. тонн каждый).

Читайте также "Цена недели" войдет в контракты с трейдерами, поставляющими топливо "Укрзализныце"

Напомним, на тендере УЗ планировала закупить 90 тыс. тонн дизтоплива, впервые применив формульный подход к ценообразованию на основе котировок Platts. Участники рынка и эксперты критиковали разработанный механизм из-за сохранения в нем возможностей для коррупционного влияния функционеров УЗ на поставщиков и проведение тендеров.

По словам директора "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна, главным недостатком новой тендерной документации является отсутствие графика поставок, что позволит и в дальнейшем практиковать дискриминационный подход к поставщикам, предъявляя нереальные требования к срокам отгрузок топлива.

"Укрзализныця" планирует переход на формульное ценообразование уже три года. В декабре 2016 года тогдашний глава УЗ Войцех Балчун заявил, что УЗ в ближайшее время объявит тендер на закупку 150 тыс. тонн ДТ с применением формульного подхода при расчете стоимости закупки. Он сказал, что формулу отправят на согласование в АМКУ, однако позднее в этом ведомстве заявили, что этого не требуется.

С тех пор, по данным OilNews, УЗ закупила 190 тыс. тонн топлива по старой процедуре. По оценкам Куюна, на этом объеме перевозчик переплатил около 163 млн гривен, что больше чистой прибыли УЗ за первое полугодие 2017 года (122,5 млн гривен).

Отметим, что еще в марте президент Украины Петр Порошенко заявлял, что готов подать срочный законопроект, который бы отменял обязательство АМКУ останавливать тендеры по жалобе участника. Однако такой документ в Верховной Раде пока не появился. Срыв тендеров через подачу жалоб в АМКУ происходит регулярно.