За прошлую неделю ставки фрахта в портах Азовского моря выросли на 2-3 за тонну. Это довольно значительный рост, особенно на фоне большого количества спотового тоннажа в регионе и отложенного (в ряде агрохозяйств до конца августа) урожая. Такие данные приводится в еженедельном аналитическом отчете компании "Глогос проект", передает УкрАгроКонсалт со ссылкой на elevatorist.com.
"Сдвиг уборки зерновых из-за плохой погоды нивелировал привычную сезонность рынка, - объяснил гендиректор логистической компании "Глогос проект" Константин Гриневич. - Ставки фрахта, резко подорожавшие в июле, медленно снижаются вплоть до февраля, после чего сохраняются на низком уровне до следующего июля, чтобы потом с появлением на рынке зерна нового урожая опять взлететь. То, что в этом году привычного скачка ставок в июле не будет, - было понятно уже в мае. По прогнозам, значительного роста ставок в августе, когда урожай наконец дозреет, в этом году не будет".
И фрахтователи и судовладельцы к обстоятельствам "отложенного сезона" за два месяца адаптировались. Первые в рабочем режиме продают остатки прошлогоднего урожая, вторые поднимают насколько могут стоимость фрахта, чтобы хоть как-то компенсировать размыв сезонных заработков. С середины июня по июль ставки фрахта по разным направлениям из портов Азов, Ростов-на-Дону, Ейск, Темрюк и Таганрог в среднем выросли на 3-4 доллара.
Участники рынка называют две причины аномального роста ставок при обилии спотового тоннажа в регионе - возросшая активность турецких импортеров при закупках российского зерна и снижение продаж зерна украинскими производителями.
Турция, которая постепенно превращается в основного поставщика муки в такие страны, как Сирия, Ливия, Ирак и Судан, активно наращивает импорт пшеницы несмотря на собственный хороший урожай. Имея налаженные торговые связи с представителями ближневосточных стран, а также выгодное экономическое положение, позволяющее получать качественное российское зерно по низким ценам благодаря удобной и дешевой логистике, Турция все уверенней чувствует себя в роли логистического хаба Ближнего Востока.
Еще одной причиной, влияющей на рост ставок фрахта в российских портах Азовского моря, стала переориентация Украины на поставки зерна Египту.
"Украинское зерно выигрывает в цене у российского и уверенно выходит на лидерские позиции среди поставщиков ключевых импортеров Северной Африки, - отметил Гриневич. - Из-за смены национальных ориентиров ставки на фрахт малотоннажных судов в стране упали, и украинские костеры все чаще ищут работу в российских портах".
Читайте также 8 тезисов о зерновой логистике в Азовском регионе