Российский Национальный центр лазерных систем и комплексов "Астрофизика" и Арктический и антарктический научно-исследовательский институт Санкт-Петербурга проведут испытания лазерной установки, предназначенной для использования на ледоколах. Для этого лазер, предназначенный для разрезания льда, установят на дизельный ледокол "Диксон".

Испытания новой лазерной установки в лабораторных условиях уже состоялись и признаны успешными, сообщает ЦТС со ссылкой на N+1. По словам заместителя начальника специализированного конструкторского бюро двойных технологий "Астрофизики" Юрия Сорокина, в лабораторных условиях лазер быстро и уверенно разрезает лед толщиной один метр с расстояния шесть метров. В реальных условиях возможности новой установки могут оказаться недостаточными. Например, при резке льда на сильном морозе будет образовываться кипящая вода. Она замерзает быстрее воды нормальной температуры и по мере резки может быстро "склеивать"разрез.

О разработке лазера для ледоколов стало известно в апреле текущего года. Тогда сообщалось, что прототип нового комплекса включает в себя волоконный лазер, волоконно-оптический кабель, систему наведения и фокусировки луча и систему энергообеспечения. По заявлению разработчика, комплекс способен обнаруживать в ледяной корке трещины или точки напряженности и фокусировать на них лазер. Другие подробности о новой установке тогда не уточнялись. Теперь стало известно, что масса прототипа мощностью 30 киловатт составляет около 3,5 тонны без учета системы энергообеспечения.

Конечной целью проекта разработки лазера для ледоколов является создание установки мощностью 200 киловатт. Их установят на ледоколы, используемые для проводки судовых караванов по Северному морскому пути, кратчайшему морскому пути между европейской частью России и Дальним Востоком. Предполагается, что мощный лазер позволит ледоколам проводить суда даже в тех зонах, где толщина льда достигает четырех метров. При этом скорость проводки составит до трех узлов (5,6 километра в час).

Как сообщалось ранее, Украина собирается купить ледокол. Кроме него АМПУ закупит с 2017 по 2021 гг. 6 лоцманских катеров и 7 многофункциональных судов. Сейчас флот АМПУ насчитывает 126 единиц. Почти половина судов концентрируется в трех филиалах АМПУ: "Дельта Лоцман" (31 судно), Администрации портов Измаил (16 судов) и Южный (13 судов). В прошлом году АМПУ приобрела только одно многоцелевое судно Sea Ant, которое построил для нее Херсонский судостроительный завод.