Ближневосточный перевозчик Qatar Airways станет стартовым эксплуатантом новой системы отслеживания местонахождения самолетов GlobalBeacon, которая начнет функционировать в 2018 году. Принцип работы системы, совместно разработанной сервисом по отслеживанию полетов FlightAware и компанией Aireon, основан на использовании сигналов от транспондеров автоматического зависимого наблюдения (ADS-B), которыми оснащаются самолеты, сообщили в авиакомпании, передает ato.ru.

Технология GlobalBeacon позволит получать данные о точном расположении самолета в ежеминутном режиме. Предоставлять их будут спутники группировки Iridium NEXT, обслуживающие проект Aireon, которые будут получать сигналы ADS-B и на их базе высчитывать точные координаты. Отчеты будут формироваться на базе и в формате аналогичных сообщений, которые генерирует сервис FlightAware. В них, в частности, будут отражаться план маршрута, пункты вылета и назначения, а также ориентировочное время прибытия. Установки дополнительного оборудования и авионики для функционирования GlobalBeacon не потребуется.

В Qatar Airways подчеркнули, что GlobalBeacon станет дополнением к запущенной в мае этого года системе управления флотом и полетами Total OPerations System (TOPS). С ее помощью авиакомпании удалось оптимизировать работу с парком и повысить эффективность планирования. TOPS собирает данные из нескольких источников и дает целостное представление о деятельности авиакомпании, как на глобальном уровне, так и на уровне отдельного полета.

В Qatar Airways подчеркивают, что авиакомпания станет первым оператором в мире, который выполнит новые требования Международной организации гражданской авиации (ICAO), причем сделает это досрочно. Речь идет о новом стандарте наблюдения за местонахождением самолетов, который вступит в силу в 2021 году. В соответствии с ним самолет должен будет передавать свои координаты с частотой раз в 15 минут в штатной ситуации и раз в минуту - в экстренных. Система GlobalBeacon, таким образом, будет иметь избыточную мощность, так как частота передачи ею сигналов будет составлять раз в минуту в любых ситуациях.

Участники авиационной отрасли неоднократно поднимали тему более качественного отслеживания самолетов. Наиболее актуальной эта проблема стала после исчезновения в марте 2014 года над Индийским океаном борта MH370 авиакомпании Malaysia Airlines.

Использовать спутники для отслеживания самолетов планирует конкурирующий с FlightAware сервис Flightradar24. Летом этого года он отчитался о первом в отрасли опыте получения данных ADS-B, переданных от самолетов на орбиту.

Читайте также Flightradar24 начал использовать океанского робота для отслеживания полетов самолетов (видео)