В последние годы в Украине постоянно снижается транзитный грузопоток, причем темпы падения только усиливаются.

Как пишет в колонке консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев, цифры 2016 года выглядят особенно удручающими. Если в период с 2010 по 2015 годы среднегодовые темпы снижения транзита (CAGR) составили 12%, то за 8 месяцев 2016 года на железной дороге произошел обвал - транзит сократился на 35% до 11,2 млн тонн (всего 5% от всей грузовой базы УЗ). В лидерах падения - сталь, чугун, нефть, нефтепродукты, химические грузы и др.

При этом транзит является существенным источником доходов "Укрзализныци". По оценкам ЦТС, доходы УЗ от транзита в 2015 году составили порядка 8-10 млрд гривен или почти пятую часть всех доходов монополиста от грузовых перевозок.

По мнению Исаева, развитию Украины как транзитной страны мешают как минимум три фактора. Прежде всего, это неконкурентные тарифы на операции с транзитным грузом по сравнению с окружающими странами. Так, за 8 месяцев текущего года транзитные перевозки железорудного сырья российского происхождения (составляют около 40% всего транзита) уменьшились на 0,5 млн тонн. При этом ощутимое падение объемов происходило в начале года (январь-февраль), когда не были пролонгированы скидки и действовал стандартный тариф. В марте УЗ утвердила возврат льготных тарифов и объемы начали расти. Эксперт отмечает, что УЗ следует решить две задачи: уйти от непрозрачного механизма скидок, что является основанием для коррупции, и кроме того, следить за условиями стран-конкурентов, чтобы ставки тарифов УЗ были выигрышными.

Исаев также обращает внимание, что постоянные разговоры о том, что транзит сокращается из-за политики, бизнес мало интересуют - важны конкретные расчеты стоимости перевозки. Кроме того, следует изучить ситуацию с каждым видом груза. Не исключено, что некоторые утеряны безвозвратно по различным причинам, однако анализ логистических схем и рыночной ситуации отдельно по минудобрениям, зерну, ЖРС и т.д. даст понимание, где у Украины есть преимущества в доставке и возможности удешевить перевозку.

Читайте подробнее Транзит: как оттолкнуться от дна