Федерация работодателей транспорта Украины (ФРТУ) считает целесообразным, чтобы работодатели принимали участие в обсуждении и разработке проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в инфраструктурной отрасли. Условия реализации инфраструктурных проектов и правила ГЧП обсуждались во время круглого стола, передает пресс-служба федерации.
"Сегодня тема ГЧП уже перешла в стадию обсуждения конкретных проектов. В этих условиях работодатели и ФРТУ, как носитель необходимой экспертизы, должны наравне с Мининфраструктуры (МИУ) и профсоюзами принимать активное участие в этих процессах", - отметил советник главы ФРТУ по ГЧП Анатолий Амелин, добавив, что диалог с рынком и экспертами создаст необходимое доверие инвесторов для реализации проектов ГЧП.
В свою очередь советник министра инфраструктуры по ГЧП Юрий Гусев сообщил, что МИУ, Всемирный банк (ВБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) уже разрабатывают технико-экономические обоснования по развитию двух портов - Октябрьск и Херсон. По его мнению, пилотные проекты нужно реализовывать уже по новому законодательству, которое будет соответствовать мировым практикам.
Директор Центра транспортных стратегий (ЦТС) Сергей Вовк обратил внимание на то, что законодательство должно предусматривать понятный механизм компенсации затрат инвесторов. "Никто не имеет возможности развивать инфраструктуру - частную или публичную без источников покрытия расходов. И возникает двоякая ситуация, при которой портовые сборы или тарифы собирают госкомпании, в частности АМПУ и "Укрзализныця", при этом инвестор, даже имея определенные механизмы инвестирования, не имеет возможности возврата инвестиций. Министерству необходимо предусмотреть механизмы компенсации", - отметил Вовк.
Эксперт добавил, что МИУ нужно сформировать четкие критерии о формате инвестирования, которые подойдут тому или иному порту. Кроме того, по словам Вовка, в Украине должен быть реализован подход "порт плюс железная дорога", поскольку неразвитость подъездных путей и припортовых станций являются основными факторами, тормозящими развитие портов. Его поддержал совладелец компании "Трансинвестсервис" (ТИС) Олег Кутателадзе, который предложил припортовые станции передать от железной дороги соответствующим администрациям портов, - только после этого инвесторы будут их развивать.
Кроме того, по мнению заместителя начальника администрации порта Южный Инны Яблонской, при реализации проектов ГЧП может возникнуть "земельная" проблема. "В частности, порт Южный владеет не всеми землями, а только теми, которые находятся под причалами. Остальная земля принадлежит и Коминтерновскому району, и городу Южному, и Одесской обладминистрации, поэтому управлять и развивать какие-то проекты, не имея влияния на того, кто будет находиться на этих землях и что будет там делать, очень сложно", - подчеркнула она.
Участники круглого стола отметили, что происходящие процессы отразятся и на уже существующих проектах ГЧП. В качестве примера привели Одесский порт, где более двадцати лет работает аренда. "Нельзя игнорировать компании, которые сегодня работают в Одесском порту и инвестировали определенные средства. Когда будет принято соответствующее решение, у них должно быть приоритетное право, например, при приватизации объектов, которые они арендуют 20 лет", - отметил начальник администрации Одесского порта Михаил Соколов.
Директор ЦТС Сергей Вовк также отметил важность выстраивания четкой координации по проектам ГЧП, чтобы их развитие не зависело от усилий лоббистских групп, связей МИУ с руководителями каких-то конкретных компаний. "Очень важно, чтобы это была системная работа, которая будет координироваться из одного центра, с четким объяснением того, что происходит за территорией проекта", - подчеркнул Вовк.
Напомним, ранее МИУ представило пилотные проекты ГЧП в портовом, автотранспортном и авиационном секторах транспорта. По концессионной модели планируется реализовать проекты: достройки паркинга в аэропорту Борисполь, Киевской кольцевой дороги, новой трассы Одесса-Рени, проекты в портах Херсон и Октябрьск, реконструкции железнодорожных станций.
Министр инфраструктуры Владимир Омелян отмечал, что все нестратегическое имущество должно быть отделено от действительно стратегического и передано в частные руки, а механизм ГЧП позволит наиболее эффективно привлекать инвестиции в транспортный комплекс страны.