Как следует из исследования, проведенного одним из крупных российских банков, в 2017 году рынок железнодорожных перевозок РФ может измениться: если сейчас условия на нем во многом диктуют покупатели услуг, то в следующем году он станет рынком продавца. Это значит, что спрос на вагоны может превысить их предложение, пишет РЖД-Партнер.

Расчеты основаны на тенденциях списания старых и приобретения новых вагонов. Если сложить данные за прошлый год с прогнозами на 2016-й, то вывод получается такой: к концу текущего года парки по сравнению с началом 2015 года должны уменьшиться примерно на 180 тыс. ед. подвижного состава (с учетом истечения сроков его нормативной службы).

При этом в 2015-2016 гг. пополнение новыми грузовыми вагонами ожидается на уровне 50 тыс. ед. Таким образом, за два года парк сократится на 130 тыс. вагонов. При сохранении таких темпов превышения выбытия подвижного состава над его пополнением с поправкой на динамику объемов грузоперевозок по РЖД в 2017 году на сети образуется дефицит подвижного состава.Причем, признаки дефицита проявятся уже нынешним летом - в пиковый сезон спроса на железнодорожные перевозки целого ряда массовых номенклатур.

Как полагают аналитики, активное выбывание старых вагонов из-за запрета продления срока службы должен стать фактором, который будет подталкивать операторов к закупке новых вагонов. Вопрос в том, поспешат ли собственники вагонов наращивать объемы заказов у их производителей или постараются воспользоваться эффектом сжатия парка, что повлечет за собой рост ставок аренды вагонов.

Согласно банковскому исследованию, в мае-октябре текущего года может образоваться сезонный дефицит в 10-15 тыс. полувагонов. Больше остальных нехватку подвижного состава почувствуют отправители строительных грузов (щебня, цемента), а также грузоотправители с крупными объемами перевозок.

В результате эксперты говорят, что государство должно проводить активную поддержку операторского сообщества. Такими инструментами могли бы стать субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, предоставление госгарантий операторам, введение утилизационных выплат для операторов, которые списывают вагоны с истекшим сроком службы.

В Минпромторге и Минтрансе России сообщили, что знакомы с подобными расчетами. Их проводят и другие участники рынка. В связи с этим от них поступают различные предложения. Однако пока дополнительных мер по стимулированию закупок нового подвижного состава не планируют. Вполне возможно, как пояснил представитель Минтранса, риск образования дефицита вагонов может быть отодвинут и на более поздний период.