— Это Голландия, у них нет такой дискриминации. Женщина-дальнобойщик для них так же нормально, как и мужчина в декрете, — рассказывает Елена.

Она много улыбается и активно жестикулирует. Хрупкая с виду девушка уже почти два года занимается делом, которое в нашей стране принято считать исключительно мужским — водит грузовик.

— Я максимально придвигаю сиденье, — подшучивает она.

Елена ездит по дорогам Нидерландов, Германии, Франции, Австрии и других стран ЕС. Женщины за рулем грузовой машины в Европе никого не удивляют. Более того, отношение к ним такое же, как и к мужчинам. А вот в Украине, еще до конца прошлого года быть женщиной-дальнобойщицей было не только не принято, а и запрещено на законодательном уровне. Приказом Министерства здравоохранения женщин ограждали от 450 профессий, которые попадают под категорию тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда. В перечень входил целый ряд специальностей во всех сферах транспорта, в том числе автомобильного.

Но не только из-за запрета в родной стране Елена вряд ли выбрала бы для себя такую профессию. „Я бы не ездила в Украине — тут хаос на дорогах“ — объясняет она.

О стоимости прав в Польше и почему там не берут „на лапу“, швейной машинке и матрасах IKEA, полном холодильнике живых червяков и безопасном вождении — в интервью с Еленой Дровняк для рубрики „Люди дела“.

Я подстриглась, покрасила волосы в черный цвет, сдала дом и уехала в Польшу.

О степени кандидата наук и швейной машинке

Моя работа в Украине заключалась в том, чтобы делать прогноз, какое количество молока будут давать коровы в перспективе пяти лет. Я уходила с работы только, когда уходил шеф. Пять лет в бешенном ритме с 7 утра до 22 вечера — это сложно. В 2013 году летом у меня уже сдавали нервы на работе. На тот момент я защитила диссертацию в Николаевском аграрном университете, получила степень кандидата наук. В университет меня не пригласили, на работе все было налажено и развиваться стало некуда. Нужно было все поменять. Я подстриглась, покрасила волосы в черный цвет, сдала дом и уехала в Польшу.

От бабушки мне осталась швейная машинка Singer 1901 года. Помню, была маленькая и она всегда говорила: это будет тебе. Я научилась шить. Воровала мамины платья и перешивала их. Мне это нравилось. А еще денег особо не было, но хотелось хорошо выглядеть.

Ты высоко сидишь, все хорошо видно. Это очень отличается от езды на легковом автомобиле.

О матрасах IKEA и пробном уроке вождения

Когда я искала работу, то просто заходила на фирму и спрашивала, нужны ли им сотрудники. Сначала пробовала складывать жалюзи, но у меня не очень получалось. Потом пришивала замки к матрасам IKEA. Я проработала там год, и кроме меня из Украины на предприятии никого не было. Как-то меня позвал к себе директор и сказал, что я хорошо работаю и он хочет больше сотрудников из Украины. Но я побоялась брать на себя ответственность за то, чтобы приглашать людей на работу. Они нашли кадровое агентство и сейчас, насколько я знаю, 80% рабочих — из Украины.

Я смотрела видео польской девушки-дальнобойщицы и думала: может попробовать? Записалась на пробный урок. Помню, инструктор все повторял: dasz rady, dasz rady. Первое ощущение? Страшно не было, было круто. Ты высоко сидишь, все хорошо видно. Это очень отличается от езды на легковом автомобиле. Я хотела взять себя на слабо. Реально понимала, что, если сдам все экзамены и меня возьмет на работу хорошая компания, значит я могу все.

У госслужащих, которые принимают экзамен, зарплата 2-2,5 тыс. евро. Если кого-то ловят на взятке, то увольняют с конфискацией имущества и лишают пенсии.

О стоимости прав и взятках

Я пришла в WORD (организация, выдающая права. — ЦТС) и говорю: хочу стать водителем, что мне для этого нужно? Мне на маленьком кусочке бумаги написали: пройти медкомиссию, психологические тесты, сделать код квалификации. На медкомиссию я потратила один день, психологические тесты — один день. После мне выдали бумажку, с которой я уже выбрала себе автошколу.

Чтобы получить права категории С и С+Е я потратила год времени и 3 тыс. евро. Для меня это было сложно. Я работала с 6:00 до 15:00, с 16:00 до 18:00 ходила на занятия. Теория заняла где-то две недели, а вот практика растянулась надолго. Нужно было отъездить 30 часов на одну категорию С, 25 — на вторую — С+Е, и еще 8 часов спецкурса.

На экзаменах теорию я сдала с первого раза на „отлично“. Практику первый раз завалила — не смогла выполнить одну фигуру. Потом ждала несколько недель для пересдачи. В Польше нет такого, как у нас — права не покупают. У госслужащих, которые принимают экзамен, зарплата 2-2,5 тыс. евро. Это хорошие деньги для них. Если кого-то ловят на получении взятки, то увольняют с конфискацией имущества и лишают пенсии. Поэтому там очень серьезно к этому относятся.

Голландские женщины очень красивые, а вот в Германии женщину-дальнобойщицу сложно отличить от мужчины.

О стажировке, борще и красивых женщинах

У нас фирма специфическая — нужно знать иностранный язык, иметь опыт езды на грузовике от двух лет по Европе. Меня взяли без опыта, потому что я получила польские права, а не украинские. Они прекрасно знают, как это сложно сделать. Стажировка — три месяца. Первый — стажировка по фирме, потом два месяца я ездила с инструктором по Голландии, потом короткие рейсы на 2-3 часа, ночные... Вот так постепенно научилась.

Там, где я работаю, мне ни слова не сказали, что я женщина. В интернете много пишут, что я должна варить борщи, сидеть с детьми и в таком духе. Но это Голландия, у них нет этой дискриминации. Женщина-дальнобойщик для них так же нормально, как и мужчина в декрете. Голландские женщины очень красивые, а вот в Германии женщину-дальнобойщицу сложно отличить от мужчины. Не знаю почему так.

Бывают моменты, когда ты чего-то не можешь сделать, потому что ты женщина и немного слабее физически. Например, вытянуть паллету с машины. Но они бывают такие тяжелые, что и не каждый мужчина справится. Тогда иду на склад и прошу кого-то помочь. Реагируют на мою просьбу нормально, многие улыбаются.

Мой груз — свежее мясо.

О червяках и нелегалах

Основной мой груз — свежее мясо. В числе самых странных грузов были червяки из Канады для кормления рыб. Целая фура живых червяков в маленьких коробочках. Еще была рыба, кальмары, устрицы, фазаны в перьях, биологический сыр из молока коров, которые пасутся высоко в горах. А однажды была одна паллета мяса дичи из Новой Зеландии. Ее нужно было забрать из аэропорта во Франкфурте и отвезти в горы в Австрию. Мясо заказал небольшой ресторанчик. Стоимость 1 км на холодильнике около 1 евро. Например, я хочу доставить этот пряник в Николаев (Лена показывает на печенье на столе. — ЦТС), тогда стоимость доставки будет 500 евро. Чем больше я наберу в машину клиентов с пряниками, тем больше заработаю. Но тут пришлось везти всего одну паллету. Около 700 кг, когда в машину можно загрузить 20 т.

Те машины, которые ездят в Англию, проходят контроль, потому что много бывает нелегалов. Старая система реагировала на тепло, а теперь это контроль сердцебиения, потому что человек может даже под машину где-то „прилепиться“. Была такая ситуация, когда нелегалы залезли в холодильник, а там -22. Сейчас закрываем на специальные замки, чтобы никто не пробрался.

Меня ни разу не останавливала полиция.

О штрафах и негласных правилах полиции

Когда получаю задание, у меня указано время выезда с базы, где я взяла груз, и время прибытия. Есть такие супермаркеты, куда я должна прибыть точно по времени. Если нет — фирма платит штраф. Мелкие клиенты, как правило, более гибкие и могут подождать, если я попала в пробку, например. Но, как правило, я не опаздываю.

Меня ни разу не останавливала полиция. Во-первых, холодильники останавливают редко, потому что он везут скоропортящийся товар. Это такое негласное правило. Но еще это зависит от фирмы в которой работаешь. Например, если я работаю в солидной фирме, у которой хорошая репутация, то такие машины обычно не трогают. Более того, даже когда всем запрещено ездить, мы можем доставлять грузы в супермаркеты.

В Германии ездить сложнее всего. Это транзитная страна, очень большой поток машин, дороги постоянно ремонтируют. В Голландии самые хорошие дороги, везде освещение ночью. В Австрии красиво, но главное не попасть зимой на какую-то горную дорогу. Тогда нужно будет цепи одевать на колеса. Я еще этого не делала, только в интернете видео смотрела и у парней с работы спрашивала.

Нажать на тормоз и остановить легковую машину — это одно, грузовой автомобиль — совсем другое.

О машине и безопасности на дороге

Я езжу на Mercedes-Benz Actros 2017 года. Наша фирма берет машины в лизинг на два года, потом отдает и берет новые. Комплектация стандартная. Много внимания уделено безопасности. Например, камера считывает, если передо мной резко тормозит машина, и у меня тоже включается торможение. Если я наезжаю на разделительную полосу, то в машине включается резкий сигнал; если закрываю глаза дольше, чем на три секунды — сигнал.

На машине стоит ограничение в 85 км. Но я могу разогнаться и до 90, если спущусь с грузом с горки, но это очень опасно. Нажать на тормоз и остановить легковую машину — это одно, грузовой автомобиль — совсем другое. Минимальный расход топлива при скорости 80-82 км, это 23-25 литров на 100 км. Самая безопасная скорость — 60 км/ч, но главное в безопасности — это дистанция между автомобилями на дороге.