— Я люблю те вещи, которые выдержаны, проверены и имеют послевкусие... Пью коньяк или виски, слушаю классическую музыку.

— Курите сигары?

— Тут вы промазали. IQOS.

Вячеслав Феклин работает в компании General Electric в Украине на должности генерального директора с конца 2013 года. Некоторое время совмещал ее с поддержкой регионов по юридическим вопросам.

В феврале этого года GE подписала с УЗ контракт стоимостью 1 млрд долл. На сегодняшний день это самая крупная сделка для компании в Украине. Но сотрудничество в транспортной сфере для GE началось значительно раньше и, что примечательно, с частной компании. В 2013 году General Electric продала „Ивано-Франковскцементу“ локомотив, у которого сейчас есть разрешение выходить на магистральные пути УЗ. В „Ивано-Франковскцемент“ говорят, что еще тогда предлагали УЗ приехать и оценить возможности новой машины, но те не захотели. Переговоры с „Укрзализныцей“ начались двумя годами позже — в 2015 году при Александре Завгороднем, продолжились с Войцехом Балчуном и завершились с командой Евгения Кравцова.

Вячеслав очень осторожен в высказываниях, никого не критикует, никого не хвалит. Говорит, что миллиардный контракт — это заслуга всех — и Президента, и премьер-министра, и Кравцова и самой GE. Отвечая на вопрос, почему General Electric начала сотрудничество с бизнеса, а не крупного национального перевозчика, подвижной состав которого изношен на 90%, Вячеслав Феклин мягко говорит, что УЗ, в хорошем смысле этого слова забюрократизирована и подобного рода решение должно пройти множество согласований, в частных же компаниях все намного проще.

О роли Петра Порошенко в подписании контракта, нелегком личном выборе между Италией и Германией, экспорте конечной продукции генеральный директор компании GE в Украине Вячеслав Феклин - в эксклюзивном интервью ЦТС для рубрики „Люди дела“.

Самая активная фаза обсуждений проекта началась в октябре 2017 года.

Об истории GE и УЗ

Мы начали общаться в 2015 году. В „Укрзализныце“ хотели узнать больше о новейших технологиях, существующих на глобальном рынке. Именно тогда Александр Завгородний, на тот момент занимавший пост и.о. главы правления УЗ, посетил локомотивостроительный завод GE в Пенсильвании. Наше активное сотрудничество началось в 2016 году, когда мы поставили ПАО „Укрзализныця“ демонстрационный локомотив. Он был в эксплуатации три месяца, по итогам которых мы получили хорошие отзывы.

Самая активная фаза обсуждений проекта началась в октябре 2017 года. Около пяти месяцев, практически семь дней в неделю по восемь-десять часов в сутки мы провели за переговорами с нашими партнерами — УЗ и „Укрэксимбанком“. С одной стороны, пять месяцев — это долго, с другой — для проекта, который предусматривает долгосрочное сотрудничество, — это довольно сжатые сроки. Все договоренности по рамочному соглашению были окончательно достигнуты с командой Евгения Кравцова.

Важным фактором в этом проекте было понимание того, что есть политическая воля начать реформирование УЗ.

О политических факторах

Это достижение стало возможным благодаря доверию и поддержке многих заинтересованных сторон в Украине, в том числе Президенту Петру Порошенко, премьер-министру Владимиру Гройсману и особенно министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, который с самого начала верил в этот проект. Для нас важным фактором в этом проекте было понимание того, что есть политическая воля начать реформирование УЗ.

Также этот проект стал возможным благодаря высокой работоспособности команды Кравцова, ориентированной на повышение технологической эффективности УЗ. Наша компания, в свою очередь, смогла предложить именно те решения, которые по всем параметрам отвечают требованиям клиента. Вместе с тем, конкретные шаги правительства Украины по созданию комфортных условий для развития бизнеса в стране — это ключевой фактор в реализации данного проекта.

Есть несколько факторов, снимающих стресс — это спорт, музыка, алкоголь.

О гитаре и выдержанных вещах

Я люблю музыку. Мечта моего детства — научиться играть на пианино. Однажды я попросил свою жену купить мне на день рождения самый дешевый синтезатор в „Ашане“, он стоил около 600 грн. Но я всю жизнь играю на гитаре. Один раз пошел в магазин, чтобы купить себе новую гитару — моя была старовата. Мы разговорились с владельцем магазина, и оказалось, что она — вице-президент Ассоциации игры на гитаре Украины и, как не странно, так повезло, что она дает уроки и живет очень близко от меня. Уже полтора года я хожу на уроки игры на гитаре, выучил нотный стан и буду готов иногда давать маленькие концерты, но не сейчас. Есть несколько факторов, снимающих стресс — это спорт, музыка, алкоголь. Я выбрал музыку, надеюсь, добавить еще и спорт.

Я люблю те вещи, которые выдержаны, проверены и имеют послевкусие. Я пью коньяк или виски. Слушаю классическую музыку. До джаза я еще не дорос. Мой любимый исполнитель Фредди Меркьюри. Он талантливый человек. Пел на трех октавах, если не ошибаюсь. Мне нравится Андреа Бочелли и Aerosmith. Опять же из-за вокала.

Содержание должно превалировать над формой. Частная тяга — это форма.

О частном бизнесе и частной тяге

(Сотрудничество GE с Украиной началось с частного бизнеса, когда в 2013 году компания GE продала локомотив компании «Ивано-Франковскцемент» — ЦТС).

„Укрзализныця“ — большая национальная компания, деятельность которой напрямую влияет на экономику страны. Любое бизнес-решение в подобного рода компаниях должно пройти множество согласований. Частные компании в этом плане действуют более оперативно.

Содержание должно превалировать над формой. Частная тяга — это форма. Мы работаем более чем в 180 странах, и в каждой стране отличается подход. Мы видим истории успеха как с частной тягой, так и с национальной. Мы вели переговоры с частными компаниями на счет тяги, но пока конкретных договоренностей у нас нет. Крупные операторы, металлургические заводы, зерновые операторы — в сегодняшней ситуации им, возможно, было бы интересно владеть локомотивами. Я слышал, что УЗ предложила частным компаниям несколько решений проблемы доступа к магистральным путям.

Мы не хотим ремонтировать локомотив через два месяца из-за того, что компонент вышел из строя.

О партнере и локализации

Выбор партнера по локализации — очень важный процесс, потому что мы несем ответственность, в первую очередь репутационную, за конечный результат. Наша команда провела много времени в Украине, посетила ряд производственных площадок... Крюковский вагоностроительный завод находится в очень хорошем состоянии. Предварительно мы планируем локализовать производство именно здесь. Это потребует инвестиций в развитие экспертизы в части создания тепловозов. Если говорить про материальные инвестиции, то мы находимся на финальной стадии переговоров. Могу только сказать, что это будут совместные инвестиции.

Мы достигли договоренности, что на первом этапе проекта — поставки 30 локомотивов — локализация составит 10% и будет включать в себя финальную сборку, а также использование ряда компонентов украинского производства, таких, например, как радио- и сигнальные системы. Чтобы дойти до максимального уровня локализации 40%, нам необходимо провести квалификацию поставщиков, включая всестороннее тестирование комплектующих. Мы не хотим ремонтировать локомотив через два месяца из-за того, что компонент вышел из строя. Также мы рассматриваем возможность модернизации тепловозов серий 2М62 и 2ТЕ10, но, в любом случае, финальное решение по выбору модели остается за нашим партнером.

Мы уже видим производителя, который может участвовать в глобальной цепочке наших поставок.

Об Индии и экспорте

Мы должны найти правильный баланс между локализацией с одной стороны и качеством и срочностью поставки — с другой. Поэтому пришли к мнению, что 40% — это оптимальная цифра. Важно отметить, что во многих других странах в аналогичных проектах мы начинаем с нулевого процента локализации. В Украине же локализация первых локомотивов составит 10%. Что касается Индии, на сегодня там GE располагает 21 производственной площадкой и более 5 тысячами локальных поставщиков. Каждый год мы закупаем в Индии оборудование и компоненты на сумму более одного миллиарда долларов. Мы будем стремиться достичь таких же объемов и в Украине, но пока об этом говорить преждевременно.

Мы рассматриваем возможность экспорта конечной продукции, но первым шагом будет оценка экспортных поставок в отношении компонентов украинского производства для глобальных заводских площадок GE. Мы уже видим производителя, который может участвовать в глобальной цепочке наших поставок.

Если мы хотим что-то поменять в стране, нужно начинать с себя. Изменения должны быть в голове.

Об олдскуле и дочери

Если бы мне предложили выбрать куда переехать жить — Италию или Германию, я бы, наверное, долго думал. С одной стороны, мне нравится юг Италии своим темпераментом, открытостью, солнцем, вином и сыром. С другой, учитывая мою определенную консервативность или олдскул стайл, мне нравится Германия, потому что там не выбрасывают окурки, пропускают пешеходов и варят вкусное пиво. То, как немцы относятся к своему дому, вызывает уважение. И тут я всегда говорю, что, если мы хотим что-то поменять в стране, нужно начинать с себя. Изменения должны быть в голове.

Я — поздний отец. Когда моя дочь родилась, мне было 33 года, сейчас ей шесть. Мне, наверное, повезло, что первой родилась девочка. Я слышал от многих знакомых, что мужчина понимает, каково это быть отцом только после рождения дочки. Ни в коем случае не хочу обидеть отцов мальчиков, любой ребенок — это чудо, но я рад, что у меня дочка.

Мы начали работу здесь еще в 20-х годах.

Об экономии масла и столетии в Украине

Наш локомотив ТЭ33А дает до 25% экономии топлива и до 80% экономии масла. Обслуживание этой модели, в среднем, необходимо осуществлять раз в три месяца. Для сравнения: сейчас тепловозы УЗ заезжают на обслуживание в депо каждые три дня. Представьте, насколько изменится уровень доступности парка! Этот односекционный локомотив также может заменить два локомотива 2ТЕ10. Он делает ту же работу. Таким образом „Укрзализныця“ сможет снизить расходы и увеличить операционные показатели.

Скоро мы будем праздновать столетие присутствия компании в Украине. Мы начали работу здесь еще в 20-х годах, когда Украина входила в состав Советского Союза. Сегодня мы реализуем проекты в регионе практически во всех ключевых секторах экономики — здравоохранении, нефте-газе, традиционной и возобновляемой энергетике и, конечно же, в транспортном машиностроении. В Украине происходят значительные изменения, которые положительно влияют на бизнес-климат. На макроэкономическом уровне эти изменения затронули налогово-бюджетную политику, проводится реформа системы здравоохранения, большую работу проводит Национальный инвестиционный совет, UkraineInvest... Это очень важная трансформация.

Выполнение всех обязательств перед клиентами по всему миру, включая УЗ, — наш ключевой приоритет.

О цифровых технологиях и портфеле GE

Самый главный тренд, который мы наблюдаем в отрасли на сегодняшний день — это внедрение цифровых технологий, открывающих широкие возможности для повышения производительности. General Electric — один из лидеров в этой области. У нас есть ряд решений в транспортном секторе, к примеру, Trip Optimizer. Это похоже на круиз-контроль, который при достижении определенной скорости берет на себя управление локомотивом и подбирает наиболее оптимальный режим движения. При этом на 3-17% повышается топливная эффективность и, соответственно, снижаются выбросы в атмосферу. Кроме того, снижается риск негативного влияния человеческого фактора.

Руководство GE приняло решение пересмотреть портфель компании на глобальном уровне, в том числе рассматриваются различные возможности в отношении GE Transportation. Конкретных решений пока не было принято — это вопрос не быстрый. При любом развитии событий GE будет позиционировать этот бизнес для долгосрочного успеха, а выполнение всех обязательств перед клиентами по всему миру, включая УЗ, — наш ключевой приоритет. GE Transportation работает на рынке более 100 лет, насчитывает 9 тысяч сотрудников и парк в 20 тысяч локомотивов. Нет сомнений, что компания останется очень сильным игроком и мировым лидером транспортного машиностроения на долгие годы вперед.