— Так мы живем, — говорит Вячеслав Климов, показывая свой кабинет. Все лаконично.

На рабочем столе — MacВook, стационарный телефон и бюст Наполеона. На полках — книги, фотографии сына, жены и друзей. На стене — фотообои с видом Гонконга.

Наполеон и Черчилль — два любимых исторических персонажа 43-летнего совладельца „Новой Пошты“. Наполеон — из-за менеджерских способностей, Черчилль — из-за стойкости и умения выживать в кризисах.

Чуть больше месяца назад бизнес, политики и обычные граждане выступили в поддержку „Новой Пошты“, в офисах которой ГПУ проводила обыски. Томаш Фиала, Евгений Черняк, Владислав Чечеткин, Мустафа Найем…

— Я не помню в бизнес истории Украины подобного рода поддержки, которую получили мы, — с гордостью говорит Климов.

Основные версии обысков — неуплата налогов, посылки с наркотиками и безакцизным алкоголем, происки конкурентов. Сам Вячеслав говорит, что не желает тратить время на выяснение причин, но убытки компании от действий ГПУ измеряет миллионами гривен. На сегодня конфликт, кажется, исчерпан, а генпрокурор Юрий Луценко сообщил, что ГПУ не только нашла общий язык с владельцами НП, но и разработала совместный план действий.

Версия о происках конкурентов звучит сомнительно, как и выгода от этого „Укрпошты“. Но спокойный и сдержанный Климов, говоря о государственном операторе, существенно оживляется.

— „Укрпошта“ считает себя нашим конкурентом. А мы их — нет... Насколько мы знаем, мы являемся для них бенчмарком. Окей, мы очень рады, если мы будем их драйвить.

Об итогах работы за квартал и новых проектах, проверке посылок и пчелах, а также о том, как часто сам Климов получает посылки на НП, и кто из его семьи является тайным покупателем, читайте в авторской рубрике ЦТС „Люди дела“.

Я, в принципе, человек режима. Чтобы что-то делать системно, мне просто нужно это поставить в график.

Про йогу, кашу и мужское занятие

Мое утро всегда начинается одинаково. Я просыпаюсь в 6:30. Занимаюсь йогой. Не могу сказать, что йога мне нужна, чтобы проснуться. Я просыпаюсь как автомат — у меня точные биологические часы. Я, в принципе, человек режима. Чтобы что-то делать системно, мне просто нужно это поставить в график. Если ты ведешь спортивный образ жизни, то к 40 годам накапливаются мелкие неприятности. Когда-то с помощью йоги боролся с последствиями спортивных травм, теперь привык. Занимаюсь около пяти лет. В молодости я плавал под водой, занимался боксом. Сейчас играю в теннис. Достаточно много.

Завтрак — это моя главная еда за день, поэтому я ем по-настоящему — салат, мясо, кашу. Не люблю много есть вечером. Кроме того, я завтракаю со своей семьей. Потом отвожу сына в школу. Это наше чисто мужское занятие. У него есть свои ритуалы — он едет в машине на моем месте, включает свою музыку. Для него важно, чтобы папа отвозил его в школу.

Я не знаю целей и не собираюсь с ними разбираться, не хочу тратить на это энергию.

Про обыски и убытки

16 марта к нам с обысками пришли представители Генпрокуратуры. Основанием было решение Печерского районного суда. Это было очень масштабно — обыскивали три этажа нашего офиса и, как мы потом узнали, параллельно — отделения еще в пяти городах. Обыски длились восемь часов. Складывалось впечатление, что у нас искали признаки конвертационного центра — фиктивные печати, деньги... Но всего этого тут не было и быть не могло. В решении суда говорилось об уклонении от уплаты налогов с использованием фиктивных компаний, поддельных документов и т.д.

За этот месяц, особенно в первые дни, было огромное количество версий — начиная от заказного наезда и заканчивая происками конкурентов. Я не знаю целей и не собираюсь с ними разбираться, не хочу тратить на это энергию. Но я знаю, что нет никакого механизма, при котором мне бы компенсировали восемь часов не работы акционеров этой компании, каждый час которых стоит очень дорого. Никто не понесет ответственность за ущерб нашей репутации. Мы сознательно не просчитывали сумму, понимая, что это впустую потраченное время. Тем не менее, цена вопроса может измеряться в миллионах гривен.

Мне кажется, что большинство инициатив „Укрпошты“ пока что находятся в пиар-плоскости, а не в плоскости реальных дел для клиентов.

О бенчмарке для „Укрпошты“

„Укрпошта“ считает себя нашим конкурентом. А мы их — нет. Они, по-прежнему, не могут сравниться с нами по уровню сервиса, качеству, скорости доставок. Насколько мы знаем, мы являемся для них бенчмарком. Окей, мы очень рады, если мы будем их драйвить. Я не могу назвать прямого конкурента НП. Наверное, для нас главные конкуренты — это мы сами, а бенчмарки — это лучшие сервисные компании мира Starbucks или McDonalds. В кабинетах наших акционеров гораздо больше разговоров о больших сервисных компаниях, чем о каких-то конкурентах с украинского рынка.

Мне кажется, что большинство инициатив УП пока что находятся в пиар-плоскости, а не в плоскости реальных дел для клиентов. Можно ли что-то развернуть на той площадке их сети, о которой вы говорите (отделений УП более 11 тыс. — ЦТС)? Наверное, да. Хотя, я в это не верю, как не верю в любую государственную компанию, которая может быть серьезным конкурентом для частной структуры. На мой взгляд, абсолютное большинство государственных компаний должны быть приватизированы и превратиться в частных игроков. Это единственный сценарий, при котором у них есть шанс добиться успеха при конкуренции с частными компаниями. Особенно это касается сфер сервиса.

В отделениях в Донецкой и Луганской областях в прифронтовой зоне мы принимаем посылки в открытом виде.

О проверке посылок и пчелах

По законодательству мы не имеем право открывать посылки. Мы принимаем посылки в закрытом виде и гарантируем клиенту, что они придут неповрежденными. Тем не менее, мы идем на исключения. В частности, в отделениях в Донецкой и Луганской областях в прифронтовой зоне мы принимаем посылки в открытом виде. Эта мера помогла предотвратить, на мой взгляд, огромный поток грузов, связанный с боеприпасами и оружием, поступающими с той стороны. Кроме того, у нас есть достаточно профессиональная служба безопасности, которая обладает и опытом, и техническими средствами для того, чтобы понять, что груз может быть опасным.

Мне на память приходит случай, когда наш клиент отправил улей с пчелами, естественно, не сказав нам об этом. Он отправил некий деревянный ящик, который мы упаковали в коробку и отправили. Но, очевидно, что улей был плохо закрыт и в какой-то момент пчелы начали вылетать на нашем терминале. Но курьезность ситуации была на грани фола, потому что пчелы несли опасность для наших сотрудников.

Я всегда хотел и был свободным человеком. Поэтому, я стал предпринимателем.

Об успехе и игре в долгую

Я с детства хотел побеждать и добиваться успеха. По большому счету, я добивался успеха во всех сферах деятельности. Я достаточно хорошо учился, был неплохим конструктором. Чем бы я не занимался, я всегда стремился делать свое дело хорошо. Стремление к успеху — это первая составляющая. Вторая моя базовая ценность — это свобода. Я всегда хотел и был свободным человеком. Поэтому, я стал предпринимателем. Это род деятельности, который обеспечивает максимальную степень свободы... Свобода неотделима от ответственности. Свобода без ответственности — это анархия.

Я никогда не чувствовал выгорания. Я знаю из литературы, что это такое, но у меня никогда такого не было. Я думаю, что ответ на это — в размеренной системности. Бизнес на мой взгляд — это марафон. Игра в долгую. Я не верю в быстрые деньги. По крайней мере, это не мой сценарий. Я верю, что большую компанию нужно строить долго, и тщательно к этому подходить. И когда бежишь долгую дистанцию, ты должен распределять силы, ты должен жить и работать в комфорте с собой. Что для этого нужно делать? Понимать, что твое тело — это инструмент твоего успеха. Соответственно, ты должен хорошо питаться, хорошо спать, заниматься спортом. Не только для того, чтобы хорошо себя чувствовать, но и, чтобы тебя на долго хватило.

Новые тарифы — это не повышение. То, что мы сделали — это новая конструкция.

Об итогах квартала и тарифах

По результатам первого квартала компания идет в том плане, который она вырабатывала на 2018 год — рост 30% и в финансах, и отправках. По отправкам мы даже опережаем этот темп... Сразу скажу, что новые тарифы — это не повышение. То, что мы сделали — это новая конструкция. Мы уменьшили несколько диапазонов в тарифах. Цель — упрощение для клиентов и, когда нам удается в этих рамках еще и снизить тариф, — это совсем радостно для нас.

Что касается международной доставки — она очень активно растет. Мы завезли порядка 6,5 млн посылок из-за рубежа в 2017 году. Этот сегмент и дальше будет стремительно увеличиваться, несмотря на разные ограничения, которые пытается придумать государство. Это водопад, который нельзя остановить. Для нас это один из приоритетных сегментов. Абсолютно уверен, что за 2018 год он вырастет в несколько раз. Мы не только наращиваем объемы адресной доставки, но и развиваем сеть отделений. Сейчас количество наших отделений 2354. Сразу скажу, что это цифра на этот момент, даже не на этот день. Компания продолжает наращивать сеть. В этом году мы планируем открыть 400 новых отделений, 400 отделений наших партнеров и порядка 200 имеющихся отделений переедут в новую локацию.

Современный потребитель живет в смартфоне, поэтому НП тоже должна жить в вашем смартфоне.

Об обслуживании за 60 секунд

У нас есть твердая позиция, которая касается нашего финансового сектора — быть digital и быть cashless. В течении месяца наши клиенты на адресной доставке смогут оплачивать с помощью мобильного приложения стоимость наших услуг и самого товара. Для тех, у кого не будет банковских карт, мы предложим оплату наличными с помощью мобильных кассовых аппаратов, которыми мы сейчас активно оснащаем наших курьеров.

Более того, через несколько месяцев выйдет, я могу сказать, обновленное приложение, но оно будет радикально новое и очень дружественное по отношению к потребителю. Дорабатывается новая версия сайта. По нашему мнению, современный потребитель живет, и чем дальше, тем больше будет жить в смартфоне, поэтому НП тоже должна жить в вашем смартфоне. Мы много цифровых инструментов внедряем для наших отделений. Там главная цель — скорость обслуживания клиентов. Мы начинаем измерять скорость обслуживания даже не в минутах, а секундах. Сейчас клиент обслуживается за несколько минут, мы ставим перед собой цель обслуживать за 60 секунд. Мы также активно внедряем почтоматы в отделениях, чтобы ускорить обслуживание.

Если ты растешь на 30-40% в год, владение может стать якорем.

О королях аутсорсинга и сердце

У нас в собственности нет ни одного отделения. Основная часть нашей инфраструктуры — также в аренде. Мы даже не любим владеть междугородним транспортом. Мы считаем, что это гораздо эффективнее сделают наши партнеры. Нас иногда называют „королями аутсорсинга“. Аутсорсинг позволяет быть очень гибким и быстро расширяться. Если ты растешь на 30-40% в год, владение может стать якорем. По большому счету, это один из секретов сервиса. В то же время, Киевский инновационный терминал — это наша собственность, как и хаб в Днепре. Это объекты, которые нельзя взять в аренду. Это сердце.

В этом году мы построим Хмельницкий терминал, под который ЕБРР выделил кредит. Остальные терминалы будем строить в партнерстве с девелоперами. Уже начали строить во Львове и в процессе переговоров с девелоперами — по Харькову. Что это такое? Мы находим компанию, которая сможет нам построить объект, и которая будет этот объект сдавать нам в аренду. При этом, строить они будут по нашему проекту. То есть, это будет объект, который подходит только нам. Но девелопер получит долгий контракт, например, 5-10 лет гарантированной аренды. Что это дает? Мы не замораживаем средства в строительство — строят профессионалы, и в итоге мы получаем объект, который нам нужен.

Конечно, я не сталкивался с неприветливым или, тем более, хамским персоналом. Но, не думаю, что это потому, что меня узнают.

О тайном покупателе и паранойе

Буквально два дня назад я получал посылку для своей супруги. Она покупает товары на Amazon через наш сервис Nova Poshta Shopping, в основном, одежду для ребенка. Честно говоря, я тестирую через нее наши сервисы. Товар из Amazon за 8-10 дней приходит в отделение. Мы работаем со 140-м отделением на улице Софиевской и постоянно забираем там посылки. Конечно, я не сталкивался с неприветливым или, тем более, хамским персоналом. Но, не думаю, что это потому, что меня узнают. Кроме того, я продвинутый тайный покупатель и часто собираю информацию о том, как работает сеть, от своих друзей. Откровенно говоря, тайным покупателем является мой папа, который тоже постоянно тестирует отделение, которое недалеко от его дома. Мы очень параноидально мониторим, как работает сеть.

(Бывали ли случаи, что ваши друзья просили помочь решить вопрос с потерянной посылкой? — ЦТС) Раньше этот канал был для нас важным и нес нужную для нас информацию. Были истории, наверное, несколько лет назад, когда мы видели, что такие звонки увеличивались. Тогда нам приходилось связываться с менеджментом компании и просить помочь с отправкой. Последние несколько лет таких звонков все меньше и, если звонят, то это связано со сложной отправкой, когда нужно сделать что-то сверх нашего сервиса.

Я хочу наращивать свои компетенции в поиске талантливых и эффективных людей. Тут есть над чем работать.

О кадрах и правильной женщине

Мы растем с темпом 30-40% в год. По классике менеджмента, рост свыше 20% считается крайне стрессовым для компании. Естественно, какая-то часть менеджмента не успевает за ростом компании, и мы вынуждены искать замены. Но мы становимся более компетентными в поиске менеджмента. Сегодняшняя команда на голову сильнее, чем та, которая была несколько лет назад. Я очень радуюсь, когда мы находим талантливого менеджера, который вписывается в компанию и который выдерживает этот темп. Сейчас у нас период, когда много людей возвращаются. Очевидно, люди уходили от усталости, попробовали свои силы в других компаниях и теперь возвращаются.

Мне бы хотелось наращивать свои компетенции в выборе правильных людей. Слава Богу, в жизни мне везло — я всегда выбирал правильных друзей, я не могу вспомнить истории с предательством друзей, я уверен, что выбрал правильную женщину, на которой женился. Я говорю о своих сотрудниках — я хочу наращивать свои компетенции в поиске талантливых и эффективных людей. Тут есть над чем работать.

Активно тестируем авиадоставку с целью увеличить скорость. Думаю, что в ближайшее время мы такой сервис запустим.

О дронах и самолете

Верю в то, что доставку дронами нужно тестировать. Суть всех новых технологий в том, что очень трудно представить себе их экономически обоснованное использование в это время. Но мог ли кто-то себе представить 10 лет назад, что частная компания станет лидером космических перевозок? Тем не менее, сейчас это может быть один из самых конкурентных рынков. Я думаю, что так же будет и с дронами. Их нужно тестировать, чтобы, когда это решение станет экономически обоснованным, ты был готов его масштабировать. Так же будет с беспилотными автомобилями. Это будущее. Уже очевидное. В нашем бизнесе 10 лет назад никто не мог себе представить, что посылку можно будет выдавать без человека. Тем не менее сегодня есть решение в виде почтомата, к которому все уже начинают привыкать. С дронами тоже самое — это перестанет быть экзотикой через несколько лет, поверьте мне.

Мы сейчас активно тестируем авиадоставку с целью увеличить скорость. Думаю, что в ближайшее время мы такой сервис запустим. С ростом международной доставки нам потребуется собственный line-haul между Украиной и США. Со временем мы будем загружать несколько самолетов в неделю, которые будут везти только посылки НП. Как только появится экономическая выгода, мы перейдем на собственные самолеты.

Я не люблю пляжный отдых, другой вопрос, что это нужно делать, чтобы восстановить силы.

О море и горных лыжах

Я езжу в отпуск два раза в год. Летом точно поедем на море. Для меня очень важно, чтобы вместе со мной отдыхала семья. Это будет Хорватия и Италия. Это наш достаточно рутинный маршрут. Я могу побыть на яхте полдня, позагорать, понырять и мне это быстро надоедает. Я не люблю пляжный отдых, другой вопрос, что это нужно делать, чтобы восстановить силы. Я много плаваю со своим сыном, играю в теннис. Когда это делаешь где-то на морском воздухе, то получаешь неимоверный кайф. Я люблю Италию, не столько море, на самом деле, сколько города.

Зимой достаточно банальный сценарий — это горные лыжи. Всегда. Каждый год. Обязательно. Я сторонник того, что зимой твой организм должен получать снег, мороз и солнце. Поэтому, уже, наверное, больше 15 лет мы каждый год ездим кататься на лыжах и много где побывали. Неделю подышать горным воздухом — это очень важно для меня зимой.