Представитель одной из крупнейших транснациональных корпораций в эксклюзивном интервью УНИАН рассказал о выгодах для Украины от подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС, о том, какие украинские заводы напоминают по своему оснащению европейские производства, почему Беларусь привлекательней нашей страны для инвестиций и как сделать воздух в Донецке и Киеве пригодным для дыхания.
Siemens AG – далее по тексту – "Сименс" - один из самых больших технологических консорциумов мира. Журнал "Форбс" оценивал общую стоимость активов компании на конец 2012-го года в 134,4 миллиарда долларов. Для сравнения, по данным того же "Форбс", стоимость активов крупнейшей украинской корпорации – СКМ, принадлежащей Ринату Ахметову (до покупки "Укртелекома", совершенной в этом году), колебалась в пределах всего $16 миллиардов (по данным аудиторской компании PricewaterhouseCooper – 30 млрд. долл.). "Сименс" работает на всех континентах планеты в 190 странах мира, что делает его, наряду с футбольной организацией FIFA и The Coca-Cola Company одним из трех мировых лидеров среди компаний и организаций по географии присутствия.
Хотя для обывателя бренд "Сименс" ассоциируется с немецкой бытовой техникой, на самом деле, ничего, чем мог бы воспользоваться обычный потребитель, концерн не производит. Бытовую технику марки "Сименс" с 1953 года продает и собирает на своих заводах другая немецкая фирма – "Bosch", которой "Сименс" разрешил использование своего имени в обмен на получение части доходов с продаж. "Сименс" - это компания, производящая средства производства: турбины для электростанций, компрессоры для ГТС, поезда, оборудование для металлургических заводов, высокотехнологичные медицинские приборы (например, устройства МРТ и компьютерные томографы, приборы для проведения лучевой терапии и УЗИ), и прочие сложные машины. Кроме этого, "Сименс" известен как один из крупнейших игроков на рынке услуг по модернизации и проектированию – заводов, транспортных развязок, "зеленых зданий" и т.п.
Для крупных инвесторов присутствие таких компаний, как "Сименс", в таких странах, как Украина – важная состоятельность экономики страны. На такие корпорации, в свою очередь, равняются и украинские производители, - вести проекты с "Сименс" - это престижно, и свидетельствует о высоком уровне бизнеса.
В Украине немецкий консорциум впервые появился еще в 1853 году – тогда компания выиграла контракт на прокладку телеграфной линии Санкт-Петербург-Севастополь через Киев и Одессу. Сейчас в нашей стране корпорацию представляет дочернее предприятие "Сименс Украина", занимающееся поставками оборудования и технологий для промышленности, энергетики, транспорта и здравоохранения.
Президент "Сименс Украина" - Корнелиус Граниг – занимает эту должность с октября 2012-го. До прихода в "Сименс" Граниг работал заместителем председателя правления "Райффайзен Банк Аваль", а до того – более 10 лет проработал в IT-гиганте IBM.
- У меня была возможность посетить некоторые заводы "Сименс" в Германии – фабрики медицинского подразделения концерна в Эрлангене и Форхайме. То, что я там видел, впечатляет – рабочие ходят по заводу в домашних тапочках, везде чисто и уютно, для производства используется буквально каждый квадратный сантиметр цеха. А у нас, в Украине, когда может появиться нечто подобное? Вся промышленность устарела давно...
- Нет-нет, я видел в Украине примеры современных заводов, которые напоминают фабрики Сименс, это высокотехнологичные производства с высокой степенью автоматизации.
- Например?
- К примеру, "Мотор Сич". То, что я видел у них на заводе – действительно впечатляет, все очень современно, все очень автоматизировано. Также могу назвать пример завода господина Пинчука...
- Это металлургический завод какой-нибудь?
- Да. Очень современный, модернизированный завод...
- Это не совсем удачный пример. Перерабатывающие предприятия, которые льют сталь, производят трубы или колеса – малосравнимы с производством аппаратов для МРТ или КТ, которые я видел на фабриках "Сименса".
- Во всяком случае, есть и в Украине предприятия, которые в своих отраслях соответствуют лучшим мировым стандартам. У того же предприятия "Мотор Сич" (которое производит вертолетные и прочие двигатели), я уверен, не будет проблем с переходом на европейские стандарты качества, и с выводом продукции на европейский рынок, после подписания Украиной Соглашения об Ассоциации с ЕС.
- Раз уж мы об этом заговорили – до возможного подписания Соглашения об Ассоциации остался месяц. Для большой транснациональной корпорации – такой, как "Сименс" – это что-нибудь означает? Вы ожидаете каких-нибудь изменений украинского рынка из-за этого?
- Я планирую быть в Вильнюсе на бизнес-форуме Восточного партнерства, который пройдет накануне официальной части Вильнюсского саммита. В форуме также будет учувствовать господин Фюле, комиссар по вопросам расширения ЕС, и мы будем обсуждать преимущества для Украины от подписания этого договора. Главный плюс, конечно, - если вы подпишете СА, то модернизация производства будет происходить с гораздо более высокой скоростью. Если вы не подпишите СА или, например, присоединитесь к русскому проекту – Таможенному союзу, - этого не произойдет.
Я несколько дней назад был в Донецке, на форуме металлургов. И я говорил со многими нашими клиентами там, такими, как "Донецксталь", ИСД, "Метинвест". Так вот, я вижу, что все они не очень-то и боятся подписания Соглашения с Евросоюзом. Конечно, на них может повлиять поведение России после подписания СА, но они понимают, что больше кредитов западных банков станут доступными для Украины после подписания СА – а это деньги, необходимые для модернизации их заводов. В свою очередь, модернизация даст возможность улучшить продажи продукции украинских компаний в Европу.
Сейчас, конечно, огромная доля продукции идет в Россию, но это происходит потому, что не так много других рыночных возможностей доступны для украинских производителей. А после подписания СА ситуация измениться. И мы думаем, что с экономической точки зрения это Соглашение – очень хорошо для Украины.
- Но, если говорить о частностях – для "Сименс" - измениться ли ваше отношение к Украине после подписания СА? Например, какова вероятность, что ваша компания, или другие машиностроительные гиганты, построят какой-нибудь завод, сборочную фабрику, в Украине?
- В настоящее время этот вопрос на повестке дня у нас не стоит. "Сименс" имеет много производственных предприятий по всему миру, например, только в Китае – 75. Но, большая часть наших заводов сконцентрированы в Германии, так как многие наши потребители хотят покупать именно немецкие продукты, произведенные в Германии – из-за высоких требований к качеству. И, если мы говорим о hi-end продуктах, самых дорогих устройствах – то у "Сименс" нет возможности переносить свое производство из таких стран, как Германия и Австрия. Потому, что у этих стран репутация тех, кто гарантирует качество. Я не хочу сказать, что такое же качество в других странах невозможно – но, репутацию и имя довольно сложно заработать.
- Да, но, возможно, мы могли бы говорить о партнерстве, к примеру, в строительстве поездов.
- Да, мы хотим найти украинского партнера, который, как самостоятельный предприниматель на украинском рынке, будет вести свой бизнес на основе наших технологий. Такой партнер должен быть активным игроком украинского рынка, владеть украинскими производственными мощностями с определенным уровнем качества производства. Партнер сам строит свою бизнес политику в стране. Партнер, на определенных условиях, получает наши технологии (по лицензионному соглашению) и ключевые компоненты (по договору поставки). Это касается как производства трамваев, так и производства локомотивов или электро-автобусов.
- И с кем вы ведете переговоры?
- С несколькими компаниями, с Крюковским заводом, например, и у всех у них главная проблема – это гарантирование инвестиций государством. Потому, что они могут начать расширение своих производственных мощностей только в том случае, если получат гарантию, что в будущем "Укрзализниця" купит их новые продукты. И это ключевая проблема: "Укрзализниця", в свою очередь, может купить что-то современное в том случае, если ей предложат готовое решение, "УЗ" не готова ждать три-четыре года… Но, возвращаясь к теме Ассоциации, я полагаю, что, после подписания Соглашения об Ассоциации, для различных продуктов, в том числе, украинских поездов, появится рынок в Европе.
В Днепропетровске, в 1998 году, "НПК Электровозостроение", "Сименс АГ Германия" и "Укрзализниця" подписали договор на разработку грузо-пассажирского электровоза для сетей переменного тока с асинхронным двигателем. К 2002 году электровоз, получивший название ДС3, был разработан, произведен и прошел все необходимые испытание в стране и был разрешен к серийному производству. В 2004 году "НПК Электровозостроение" заключил договор с УЗ на поставку 100 таких электровозов. "Электровозостроение" выступал украинским производителем полностью украинского локомотива с использованием передовых мировых технологий. Вся тяговая электроника и системы управления поставлялись "Сименс". На сегодняшний день выпущено 18 таких локомотивов. Все локомотивы на данный момент эксплуатируются на Юго-Западной Железной Дороге.
Но затем производство остановилось – потому что не было гарантий от "Укрзализницы", что она купит эти электровозы. Вопрос не решается уже в течение 6 лет!
Я хочу подчеркнуть, что для Украины вы сможете найти больших инвесторов в промышленность только в том случае, если им будет понятен размер рынка для их продукции, местного рынка. И, если не будет гарантированного спроса – инвестиции будут крайне ограничены.
- На размер рынка в данном случае влияет и украинская специфика: коррупция, непрозрачная система закупок, которые осуществляют госмонополии, и, главное, не очень честная бизнес-среда – украинские ФПГ имеют широкие возможности для лоббизма своих товаров и услуг, в отличие от зарубежных игроков. Таким образом, иностранные производители здесь, в Украине, могут быть изначально дискриминированы.
- Это важно. Но, к примеру, "Сименс" ведет политику "нулевой толерантности" по отношению к коррупции. И, как мне кажется, все украинские чиновники и бизнесмены уже поняли это. Могу сказать, что никто и не пытался никогда вымогать у нас взятку в Украине. За все время, что я здесь работаю, никто не пытался прийти ко мне и помочь решить какой-нибудь вопрос за откат.
- Зато есть очень специфический пример в новейшей истории – когда Украина за бешенные деньги покупала поезда "Хюндай". Кстати, я слышал такую байку: одним из вариантов у Минтранса было закупить более дешевые поезда "Сименс", но вы не выставили условие – что поезда имеет смысл поставлять только после того, как будут реконструированы украинские железные дороги. Это правда?
Не совсем так. Переговоры действительно велись, но "Сименс" вышел из них, так как мы не могли гарантировать поставки поездов в те сжатые сроки, на которых настаивало украинское правительство. Одной из ваших проблем было то, что ваши политики очень долго тянули, почти до самого "Евро-2012", и "Сименс" не мог гарантировать поставку поездов в срок.
Я скажу, что, с одной стороны, это хорошо, то, что сделал господин Колесников – он, в сущности, дал начало новому поколению поездов здесь. Теперь у вас есть высокоскоростной поезд. Другой вопрос, конечно – какой была цена этих поездов, и каким было их качество. Но, во всяком случае, теперь у вас есть что-то новое. И, конечно, всегда лучше иметь что-то новое, полезное для людей...
- Если, конечно, это что-то новое работает.
- Да, конечно, если это работает. Но, как мне кажется, многие проблемы с этими поездами сейчас уже почти решены. И теперь самое важное – увеличить распространенность этих поездов, их количество и доступность для пассажиров. И я бы рекомендовал вашему правительству присмотреться сейчас к поездам, которые мы продаем в Сочи, Россия в преддверии Олимпиады покупает у нас поезда, которые ездят со скоростью 160 километров в час. Они значительно дешевле поездов "Хюндай", пусть они не так быстры, но вам и не нужны более быстрые поезда, потому что ваши железные дороги не приспособлены к движению с большей скоростью. Мы обсуждали подобный проект и в Украине, но, к сожалению, сейчас я утратил видение перспектив такого проекта: министр транспорта поменялся, и ничего пока не происходит.
- Нынешний глава Минтранса – это бывший генеральный директор "Укрзализницы".
- Да, я общался с ним в то время, когда он занимал эту должность – по вопросам взимания платы за проезд, железнодорожной автоматизации, управления общественным транспортом. Но, теперь он – министр, и от него ждут на этом посту действий, которые поспособствуют улучшению украинской инфраструктуры. Но пока я не вижу, что Украина хочет закупить подобные поезда.
"Украина может стать для Европы тем, чем для Японии является Китай"
- Мы все понимаем, что Украина – с точки зрения ВВП, покупательской способности и так далее – крайне маленький рынок, если оперировать масштабами стран ЕС или США. Вынося за скобки Соглашения об Ассоциации и интеграционные перспективы, в принципе – сколько лет нужно для того, чтоб наша экономика, обрела, так сказать, европейский размер? И стала интересной для больших компаний, которые производят B2B продукцию?
- Я хочу, чтобы вы понимали, насколько невелик объем иностранных кредитов, выданных Украине. По данным Банка международных расчетов (Bank for International Settleents), всего-навсего 28 миллиардов евро кредитов европейские банки – все, вместе взятые – дали Украине. Это не просто мало, это супермало!
Очень важно, чтобы у Украины была надежна политическая система, стабильность – чтобы инвестор мог работать над проектом, который может занять, к примеру, 10 лет. В противном случае не будет никакого долгосрочного инвестирования. Я бы сказал, что предсказуемость – одна из проблем Украины. Сейчас люди смотрят: грядут выборы, выборы президента. Что будет после них?
С другой стороны, я недавно читал интервью господина Азарова в одной влиятельной немецкой газете, "Wirtschaftswoche", и он там подчеркивал, что стабильность политической системы очень хороша здесь, в Украине. И это – тоже правда: если мы сравним Украину с такими странами, как Чехия, Болгария или Словения – они успели поменять свои правительства много раз буквально за последние месяцы – подчеркиваю, месяцы, а Украину по-прежнему представляет премьер-министр Азаров.
Итак, у вас есть работающее правительство, которое принимает решения, теперь главное – выполнять эти решения. Некоторые решения мы ждем уже давно...
- Например?
- Например, новая электростанция в Щелкино, строительство которой должно финансироваться китайскими деньгами. Это проект, где мы ждем решения о его начале уже около двух лет. Мы могли бы и хотели поставить турбины на эту станцию. Или, например, проект по скоростному железнодорожному сообщению между аэропортом "Борисполь" и городом Киев, - там тоже китайские деньги. И я не знаю, каков сейчас статус этого проекта...
- Никто не знает. У нас этим проектом занимается структура, в которой работают лыжные инструкторы.
- Ну вот. А еще огромное количество проектов и инвестиций ждут своего начала в металлургической отрасли. Я вот недавно был на пресс-конференции с президентом Януковичем в Енакиево, и он там анонсировал, что правительство начинает проект по возрождению нескольких индустриальных городов Украины. Проекты посвящены тому, чтобы обеспечить в этих городах лучшую защиту окружающей среды, лучший воздух – особенно, если мы говорим о таких городах, как Алчевск, Мариуполь, Запорожье, Донецк и, также, Киев.
Я знаю, что правительство работает над большой специальной программой, но пока неизвестно, когда ее реализация начнется.
- Кстати, о Енакиево – в июне 2013 года "Сименс" получил заказ от группы "Метинвест" на разработку проекта агломерационной фабрики на Енакиевском метзаводе. Как идет реализация проекта? Ведутся ли переговоры об участии компании в других подобных проектах на территории Украины?
- В 2005 году "Сименс" купил австрийскую компанию VAI, теперь она называется Siemens VAI Metals Technologies GmbH & Co и входит в состав департамента Siemens Industrial Solutions. Компания специализируется на проектировании, постройке и модернизации металлургических предприятий, это лидер мирового рынка в своем сегменте – в сегменте предприятий, производящих сталь и алюминий. Там около 4 тысяч сотрудников, и они полностью сконцентрированы на сталелитейном и алюминиевом секторах. Они работают на рынке уже много лет, более 16-ти, и предлагают завершенные решения, решения "под ключ" по усовершенствованию и модернизации производства для сталелитейной промышленности.
И практически все крупные металлургические производства Украины работают с нами. Это и "Арселор Миттал Кривой Рог", и "Запорожсталь", и "Алчевский меткомбинат", "Донецксталь", Енакиевский метзавод, ММК Ильича. Так вот, они все сейчас пребывают в похожей ситуации. Они все имеют огромные интересные проекты (как, например, в Енакиево – проект аглофабрики), но они все нуждаются в финансировании для осуществления таких проектов. То есть, все хотят модернизации, но ни у кого нет денег: все ищут кого-нибудь, кто даст им под это кредит.
- Что, и у Енакиевского метзавода нет денег?
- Группа "Метинвест", владеющая заводом, сейчас ищет игрока на мировом рынке, который мог бы одолжить им денег на модернизацию. Так что мы тоже ждем сейчас, пока найдутся деньги. В тоже время, со стороны разработчиков вся техническая документация согласована, проектная часть уже готова. И, я хочу, чтоб вы понимали – это высокотехнологичные, сложные и потому – дорогие проекты. "Запорожсталь", к примеру, уже даже подписала с нами контракт в 2008-м – на более чем 100 миллионов евро, но затем пришел мировой кризис, и у них просто не нашлось денег, чтоб профинансировать контракт. То есть, они в точности знают, чего хотят, и, в большинстве случаев на Украине – это полная модернизация металлургического завода, серьезное снижение вредных выбросов. Например, сейчас мы внедряем технологии, которые на 98-99% снижают выбросы пыли. То есть, если эти проекты будут реализованы, это будет означать абсолютно новое качество промышленности.
Не так давно я встречался и разговаривал с одной из сотрудниц "Сименс", ее зовут Леся. Она родом из Донецка. А сейчас живет в городе Линц, в 230 километрах от Вены. Линц – это такой промышленный город в Австрии, можно сказать, "австрийский Донецк". Так вот, Леся рассказывала мне, что была шокирована тем, что рядом с металлургическим заводом – чистейший воздух, детские сады у стен завода, зимой в городе – абсолютно белый снег, и так далее. То есть, Линц – это город с развитой тяжелой промышленностью, как Донецк, 80% работников в этом городе трудятся в металлургическом секторе, и, при этом – это зеленый город, с прекрасной экологией.
Так было не всегда: около тридцати лет назад Линц имел репутацию города с жуткой экологией, никто не хотел там жить – как, например, в некоторых промышленных городах на востоке Украины. А теперь все изменилось, и я счастлив, что некоторые сотрудники "Сименс Украина" сейчас перебираются в Линц – потому, что это очень хорошо, когда наши работники, не оставляя компанию, имеют возможность переехать в другую страну, окунутся в новую для себя среду, и что они там счастливы.
Мы приглашали в Линц господина Шишацкого, губернатором Донецкой области, и он увидел, что тоже самое, что произошло с Линцом, можно сделать и в Донецке. Линц сейчас – это культурный центр с прекрасной экологией. Там происходит множество культурных событий и выставок, один из самых известных в мире фестивалей электронной музыки. Также Линс сейчас переживают серьезную волну миграции студентов – там есть довольно известный университет и большой технологический парк...
- Я тоже уже хочу поехать в Линц.
- То есть, я к чему все это говорю: в вопросе модернизации большие города и корпорации Украины должны думать не только о стали, но и о чем-то другом. Культуре, окружающей среде, и так далее.
- Тут ведь дело несколько осложняется тем, что, например, ранее Енакиевский завод, ММК Ильича и "Запорожсталь"искали деньги на модернизацию по отдельности, а теперь это – одна корпорация, один СКМ, один Ринат Ахметов. То есть, если раньше один из заводов мог найти деньги на модернизацию, пока другие ищут, то теперь возможные усовершенствования этих предприятий уже идут в связке.
- Ну, есть еще активы ИСД, есть "Донецксталь"...
- Я имею в виду, что вероятность "группового кредита", которого хватит на модернизацию сразу нескольких заводов, ниже, чем, если бы каждое из предприятий искало деньги по отдельности. Это в случае с "Метинвестом".
- Дело в том, что сами города должны думать – и об экологии, и о других видах промышленности, не только о перерабатывающей. Потому что у Украины есть большой потенциал и в сферах сборочной промышленности, и в приборостроении. На мой взгляд, у вас недостаточно развита автомобильная отрасль, в стране могли бы работать гораздо больше предприятий по сборке автомобилей, а также – предприятий по производство комплектующих для автомобилей, которые могли бы производить компоненты для машин, собираемых в Европе. И уже есть европейские компании, у которых в Украине работают несколько тысяч сотрудников, которые производят запчасти для машин, например. Так вот, о чем я говорю – в таких больших промышленных центрах, как Донецк, Мариуполь, - бизнес и власти должны фокусировать внимание не на стали, а на других производствах, на диверсификации промышленности. А также на культурных темах, туристических маршрутах, и так далее. В Донецке, как мы видим, предпринимаются огромные усилия в этом плане, но все равно потенциал не использован до конца.
- Вам стоит устроить какие-нибудь курсы или научно-практические семинары для украинских олигархов. И рассказать им, куда девать лишние деньги, во что еще, кроме шахт и металлургических заводов, инвестировать. Иногда кажется, что у украинских богачей проблемы с фантазией и воображением.
- В любом случае, могу вам сказать, что у Украины сейчас – огромный недооцененный потенциал. Недавно наш концерн проводил исследование о возможностях экономии на стоимости производственных процессов в мире. Так вот, выяснилось, что в плане дешевизны производства Украина уже опередила Китай – во всяком случае, для европейских бизнесов. Потому, что если европейская компания хочет открыть какое-то производство в Китае – то это весьма проблематично, наладить там рабочий процесс, особенно, для небольших компаний. И расстояния большие, и ментальные различия… А Украина – это европейская страна. Да, конечно, есть ряд недостатков – коррупция, несовершенное законодательство – но, в конце концов, лететь на самолете в Киев из Франкфурта – это два часа, а не десять часов, как в Китай. Поэтому, я бы сказал, что Украина находится в выгодном положении. Особенно маленькие города – не Киев, а небольшие города, где стоимость жизни существенно ниже, чем в столице – могут стать площадкой для нового поколения промышленности в Украине, экономной и эффективной.
- То есть, вы хотите сказать, что через несколько лет, немного, если можно так выразится, "очеловечив" коррупцию, мы могли бы стать эдаким "новым Китаем".
- Все верно. Украина может стать "европейским Китаем", тем для Европы, чем Китай является для Японии, которая перенесла туда почти всю свою промышленность. Могу вам даже сказать, что в исследовании корпорации "Сименс" как раз и идет об этом речь – что у Украины очень высоки шансы на миграцию на ее территории производственных мощностей из Евросоюза.
- Шансы высоки, это, наверное, хорошо. Но светлое будущее что-то пока не наступает.
- Дело в том, что у этих радужных перспектив есть и некоторые преграды. Например, для промышленности, в которой я работаю, самая главная проблема – это языковой барьер. Люди здесь не говорят по-английски. Во многих, очень многих случаях необходимо знание иностранных языков. И я не имею в виду русский, нет большой проблемы взаимопонимания людей, говорящих на русском и украинском, речь не об этом. Украинцы должны реально заняться изучением иностранных языков. Да что там говорить – даже в вашем правительстве не так много людей, которые знают иностранные языки.
- Я бы даже сказал, что их совсем мало.
- Все верно, всего – несколько человек. А вот в Беларуси, особенно – в Минске, я видел своими глазами, как они сконцентрированы на обучении людей, особенно – из IT-сферы – английскому, немецкому или французскому, или даже нескольким языкам сразу. Благодаря такому подходу беларусы получают огромные заказы из США и Евросоюза, тысячи беларусов работают на международные проекты. Здесь, в Украине, это идет очень тяжело. Поскольку, если ты планируешь организовать здесь производственный объект, тебе придется долго искать человека, который хорошо говорил бы хотя бы на английском, и он должен будет возглавить, как я это называю, царство переводчиков, которые будут переводить для менеджеров. И это не очень хорошо, поскольку, в особенности, в технической сфере, нельзя поставить на руководящую должность переводчика – ведь он не сможет правильно передать задачи своим работникам. Таким образом, языки – большая проблема, а вот культура и менталитет – на мой взгляд, не проблема вообще, поскольку в культурном и ментальном плане, например, между австрийцами и украинцами я не вижу никаких противоречий. И даже нет большой разницы между европейцами и, например, жителями восточной Украины – потому, что там, на самом деле, живут не такие уж "восточные люди", не такие, как например, в Узбекистане.
Вторая проблема – это простота регистрации бизнеса. Например, в такой небольшой стране, как Македония, была чудовищная бюрократия. Но они запустили проект так называемого электронного правительства, электронного документооборота, который дает гарантированную возможность начать бизнес в стране в течение трех дней. Трех дней! Ты заполняешь электронную анкету, идешь в Министерство экономики, и через три дня у тебя есть готовая компания. Они рекламируют эту возможность, создали веб-сайт "Инвестируя в Македонию", и можно увидеть, каких успехов они добились. Маленькая страна в центре Европы, всего два миллиона жителей – это меньше, чем один город Киев!
- У нас Верховная Рада также недавно приняла закон, упрощающий регистрацию бизнеса. Посмотрим, как он будет работать.
- У вас есть современные люди в парламенте, например, сын вашего премьер-министра, Алексей Азаров, недавно на большой конференции по электронному правительству в Вене презентовал подобный проект. Но я не знаю, что об этом думает ваше парламентское большинство. Еще одна страна по соседству, которая добилась существенного прогресса в данном вопросе – это Грузия. Мы живем в информационном обществе, почему же правительство не должно жить в информационном обществе? Сейчас, могу вам сказать, некоторые украинские министры для общения по электронной почте вынуждены использовать аккаунты Яху, потому что у них нет современной правительственной электронной почты! Правительству, для того, чтоб нормально работать, нужна современная инфраструктура.
Так вот, подытожим: для того, чтобы в Украине было больше бизнесов и компаний, вам нужно уменьшить уровень бюрократии, обучить людей иностранным языкам – и все получится, ведь важный плюс вашей страны в том, что не нужны большие деньги для того, чтобы начать бизнес здесь. Очень дешево – основать здесь предприятие стоит триста гривень. Например, в Австрии регистрация ООО стоит минимум 17,5 тысяч евро!
Но, при этом, нельзя забывать о коммуникации правительства, государства с иностранцами. Потому что, особенно – сейчас – множество новых законов принимаются, постановлений Кабинета министров, но для иностранца они недосягаемы – поскольку нет их официального перевода хотя бы на английский язык!
Однако, в любом случае, Украина – это огромная страна, раза в два больше Германии, и у вас огромные земли, территории, которые никак не используются. Вы можете там строить новые заводы, фабрики, транспортные объекты, склады и так далее. Огромные возможности! Я путешествовал на автомобиле из Киева в Австрию, видел, какие прекрасные по дороге места – это невероятные возможности для развития туризма, и это все абсолютно неразвито!
- Ну, говоря о земле, на которой можно было бы построить заводы, не стоит забывать о том, что в Украине есть огромное количество уже готовых к заселению неиспользуемых зданий заводов – которые остались у нас с советских времен.
- Все верно. Посмотрите на завод "Арсенал", это же самый центр города! И "Большевик", и так далее.