- Опишите основные проблемы авиационного рынка Украины, существующие на сегодняшний день. Как они отразились на деятельности МАУ?
- На авиационном рынке произошел обвал. Уже многократно говорилось, что не совсем корректны цифры, которые мы подбиваем с начала года, поскольку первый квартал 2013 года был нестандартным из-за банкротства "АэроСвита" и из-за того, что МАУ и другие авиакомпании еще не успели восстановить его маршруты. Показатели первого квартала 2014 года, по сравнению с первым кварталом 2013 года искажены (показывают искусственный рост). Это искажает и остальную картину, поэтому более симптоматичными являются те показатели, которые мы имеем по состоянию на второй-третий кварталы. В итоге, за этот период падение рынка достигает 40%.
Безусловно, причина политическая, военная, одним словом кризисная ситуация, которая складывается сегодня в Украине. Мы видим, как болезненно реагирует рынок пассажирских перевозок, да и грузовых тоже. На фоне уже очень плохих показателей, после катастрофы малайзийского "Боинга", произошел дальнейший обвал. Катастрофа стала некой разделительной чертой, после которой начались серьезные облеты закрытых территорий, и так совпало, что стали облетать еще и территорию России, которая закрыла для украинских авиакомпаний транзитные полеты, что конкретно для МАУ создало очень тяжелую проблему по удлинению и удорожанию рейсов восточного направления, увеличению расходов. Некоторые авиакомпании вообще закрыли свои полеты. В наиболее невыгодном положении по отношению к полетам в восточном направлении оказался Харьков.
Ситуация складывается очень тяжелая, напряженная, безусловно это все сказывается на деятельности МАУ, мы имеем и маршруты, которые мы вынуждены были закрыть, потому что спрос упал донельзя, и маршруты, на которых мы вынуждены были радикально сократить количество выполняемых рейсов, к примеру, Москва – с семи до двух рейсов в день. Мы вынуждены были сокращать флот комбинированными путями – путем досрочного прекращения лизинговых договоров, и путем передачи самолетов на временной основе в мокрый лизинг.
Мы отреагировали достаточно оперативно, когда в начале февраля показатели казались положительными, тогда еще год к году был рост, но было уже очевидно, насколько этот рост сократился, я тогда уже говорил, что ситуация будет очень плохой. Поэтому мы отказались от поставок пяти новых самолетов, которые были запланированы и уже даже были подписаны - сместили на 2015-2016 годы. Также приступили к отработке программ мокрого лизинга, стали принимать решения о закрытии маршрутов. У нас антикризисная программа является почти непрерывной, потому что мы переходим из одного кризиса в другой. Но впервые в истории компании нам пришлось сократить персонал – пока что минимальное количество людей, но это все равно плохо. Увы, другого выхода не было.
Не могу не сказать спасибо коллективу компании: для того, чтобы меньше людей сократить, мы все согласились с сокращением заработной платы – с помощью отпусков за свой счет или сокращения рабочего дня. Мы сокращаем затраты на персонал, не сокращая персонал. Мы работаем в условиях кризиса, как и вся экономика страны.
Далее читайте на сайте Интерфакс-Украина