В этой статье мы обсудим резервы, которые открываются перед российскими грузопотоками при использовании Каспийского транспортного маршрута ТРАСЕКА (Transport Corridor Europe Caucasus Asia) и потенциальной части коридора Север-Юг с использованием Иранской железной дороги, через иранские порты Амирабад на Черном море и Бендер-Аббас в Персидском заливе, а также транскаспийской части коридора "Север-Юг".

Транскаспийский широтный ход

Международный транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия представляет собой сложную мультимодальную транспортную систему, которая направлена на развитие торгово-экономических отношений и транспортных связей между странами и регионами и призвана способствовать возрождению исторического маршрута Великий Шёлковый путь.

Китайские, казахские, туркменские грузы стремятся в Европу, в том числе через страны Закавказья. Основной грузопоток транскаспийского направления обрабатывают порты Актау, Туркменбаши, Баку и Поти. В этом ракурсе перешеек между Каспийским и Черным морем имеет важное стратегическое и коммерческое значение.

Сейчас маршрут проходит через Азербайджан и Грузию. Особенности рельефа, наличие нескольких границ и отсутствие единых правил тормозят развитие этого перспективного направления. При соединении прямым транспортным сообщением и согласованном развитии портов Тамань и Махачкала можно получить транзитный коридор, который возьмет на себя основной грузооборот по транскаспийскому направлению. А если в развитие маршрута включатся такие регионы России как Дагестан, Чеченская Республика, Ставропольский и Краснодарский края, то может получиться мощнейший комплексный многоуровневый экономический кластер.

В этом кластере Чеченская Республика и Ставропольский край могут играть регулирующую роль, консолидируя внутрироссийские и сортируя транзитные грузы в многопрофильных логистических центрах, строительство которых представляется логичным в Гудермесе, Георгиевске и Кропоткине. При этом транзитный грузопоток будет существенно дополняться российским экспортом зерна и других сельскохозяйственных грузов с центрами грузоформирования в Ставропольском и Краснодарском краях и Чеченской Республике.

Дагестан и Краснодарский край, согласовывая развитие портовых мощностей в Махачкале и Тамани, обеспечат высокий уровень сервиса при обработке транзитных грузов транскаспийского направления. Если при этом появится единый логистический оператор, который будет обладать собственными мощностями с центром, например, в Гудермесе, и управлять грузопотоками, гарантируя скорость и качество прохождения грузов, то вероятность перемещения основного объема грузопотока, проходящего по транскаспийскому маршруту, представляется очевидной.

Подытоживая эту часть, можно сказать, что назрела необходимость создания Транскаспийского экономического кластера. Все участники этого кластера получат в бюджеты своих субъектов ощутимые доходы, а увеличение рабочих мест благотворно скажется на социальной атмосфере в регионе.

Далее читайте на сайте первоисточника