Программа развития скоростного движения в Украине продолжится без чешских экспрессовНынешним летом чешский поезд Skoda стоимостью 20 млн евро курсирует между Харьковом и Станцией им. Шевченко в Черкасской области. Вернуться на главные магистрали ему будет непросто. Крым аннексирован, на Донбассе развернулись военные действия, а "скоростной" формат, помимо Hyundai, осваивает и Крюковский вагоностроительный завод.

Евро-2012 положило начало программе скоростного железнодорожного движения в Украине. Десять корейских экспрессов компании Hyundai Rotem соединили Киев с крупнейшими украинскими городами. А два состава чешской Skoda Vagonka связали между собой Харьков, Днепропетровск и Донецк. Оба состава способны развивать скорость  до 160 километров в час – больше, чем традиционные ночные поезда.

Новая техника влетела в копеечку. За корейские Hyundai пришлось заплатить $307 млн, за чешские – почти 40 млн евро. Покупку оформили на Южную железную дорогу, которая передала составы УЗШК – новосозданному подразделению "Укрзалізниці", отвечающему за развитие скоростного движения. Тогда же госкомпания намеревалась купить и два украинских экспресса Крюковского вагоностроительного завода, но передумала и отложила покупку до лучших времен.

Футбольный чемпионат 2012-го "иностранцы" откатали практически без проблем, ограничившись небольшими опозданиями. Но с наступлением холодов количество поломок резко возросло – зимние приключения "корейцев" не сходили с новостных лент.

Чешская техника вела себя надежней, но и Skoda не удалось отработать без сбоев. Все технические проблемы быстро решили, а поездам решили изменить  маршруты. Шестивагонные двухэтажные составы Skoda оказались слишком большими для восточных миллионников. Не помогло и продление маршрута из Донецка в Мариуполь. Загрузке мешала дороговизна билетов в сравнении с традиционными поездами и электричками.

Чтобы исправить положение, с мая 2013-го чешские экспрессы отправились в Симферополь из Харькова и Донецка. Эта ставка сыграла в теплое время года, но с окончанием курортного сезона пассажиропоток снова упал. Чтобы не нагружать убытками свою скоростную "дочку", после Нового года "Укрзалізниця" вернула Skoda от УЗШК к ЮЖД, а затем и вовсе отменила крымские маршруты.

Как занять простаивающие составы? На руку "чехам" сыграли очередные проблемы "корейцев". В середине февраля "Укрзалізниця" неожиданно сняла с маршрутов все поезда Hyundai, объяснив такой шаг появлением трещин в кузове. Skoda оказалась на подхвате, ею заменили Hyundai на маршруте Харьков – Киев – Харьков, сообщили Hubs в пресс-службе ЮЖД.

В мае корейские экспрессы начали возвращаться на магистрали и Skoda вновь осталась не у дел. К тому же в июне "Укрзалізниця" получила два крюковских скоростных поезда, которые планировала купить еще до Евро-2012.

На носу лето, но в новом году крымское направление для чешских поездов закрыто. На Донбассе война,  Крым аннексирован.

Для Skoda пришлось ввести новое направление Харьков – Полтава – Кременчуг – Станция им. Шевченко. По словам одного из топ-менеджеров "Укрзалізниці", в выходные дни загрузка поезда достигает 65-75%.

Тем не менее, скоростным этот маршрут можно назвать с большой натяжкой. Единственный ускоренный участок – между Харьковом и Полтавой, –  где поезд может набирать 160 км в час, дублирует маршрут "киевского" Hyundai.

В чем причина ухода поездов в запас? Skoda, скорее, региональный поезд, который по своим характеристикам и уровню комфорта оптимально использовать на расстоянии до 300 км и времени хода 2-3 часа, считает директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава. "Укрзалізниця" задействовала их на более длительных маршрутах.

"Когда мы пускали Skoda в Киев, он накручивал до 1000 км в сутки, а в Европе они ездят по 500 км. У нас более интенсивный износ", – подтверждает собеседник в "Укрзалізниці".

У "провала" есть и другая причина. В оригинальной комплектации поездов этой модели всего три вагона – в таком виде они ездят в Литве и Словакии. Украина почему-то заказала составы из шести вагонов.

Теоретически каждый из поездов можно разделить на два, конвертировав четыре прицепных вагона в вагоны с кабинным управлением, считает Кава. Тогда вместо двух составов компания получит четыре. "В укороченном варианте они могут быть востребованы на маршрутах Киев – Винница или Львов – Ровно", – полагает эксперт.

Пойдут ли на такие траты в "Укрзалізниці"? Точно – не в ближайшее время. По словам себеседника в компании, исходя их пробега чешских поездов к концу года им предстоит крупный ремонт, включающий замену колесных пар, ремонт тормозной системы и других узлов. "Гарантия фирмы – 2 года – уже закончилась, договора на ремонт с ней не заключали", – рассказывает менеджер. Чтобы сэкономить, компания будет искать украинских ремонтников.

В составе УЗШК  у Skoda будущего, скорее всего, нет. На вопрос о чешских поездах директор компании Леонид Лобойко лишь констатировал: "А мы их отдали".