В начале года Запорожский электровозоремонтный завод, который сейчас входит в сферу управления ПАО УЗ, находился практически на стадии банкротства. Предприятие закончило 2014 год с чистым убытком в 10,5 млн грн., перешло на трехдневную работу, а из-за регулярных невыплат заработной платы, рабочие грозили забастовкой.

Сейчас дела у завода начали по немного налаживаться. Однозначно, помогло решение УЗ загрузить заказами собственные заводы. И если до конца этого года предприятие уже полностью загружено исключительно заказами от УЗ, то в 2016 году ЗЭРЗ рассчитывает привлечь и частных клиентов.

Читайте также Что думают в Siemens об инвестициях в Украину – интервью

До прихода на должность и.о. председателя правления ЗЭРЗ Олег Винник в 2011-2014 годах работал директором ООО "Днепропетровский автобусный завод" (группа компаний ЛАЗ). Еще раньше  он занимал должность председателя правления ЗАО "Горловский авторемонтный завод". В 2008-2009 гг. был генеральным директором Машиностроительного завода (Научно – производственное предприятие "РОСТ"), где занимался разработкой и производством наукоемких изделий и комплектующих для подвижного состава УЗ и РЖД, организацией СП с иностранными компаниями, разработкой и организацией серийного производства элементов интерьера новых пассажирских вагонов. Кроме того, Олег Винник работал в холдинге АвтоКрАЗ, компании PLS Group и Азовмаше.

Почему Вы решили подать свою кандидатуру на должность председателя правления ЗЭРЗ? Расскажите, как проходил конкурс?

Мне было интересно реализовать весь свой опыт на этом предприятии. Конкурс проходил максимально прозрачно. Было два этапа. В первом этапе по каждому предприятию принимало участие около 18-20 кандидатов. Рассмотрев мои документы, комиссия предложила мне принять участие во втором этапе конкурса, на котором я должен был представить свой план развития завода. По мнению комиссии, мой план выхода предприятия из кризиса оказался самым перспективным, поэтому мне предложили возглавить ЗЭРЗ.

Позиционирую себя как кризис-менеджера. Прошлое предприятие, на котором я работал, было даже в худшем положении. Мне пришлось заново формировать все отделы, начиная от производства и заканчивая бухгалтерией, набирать персонал, восстанавливать оборудование и полностью всю систему управления заводом.  Поэтому можно об этом говорить.

Каким были ваши первые шаги на новой должности?

Завод находился в плачевном состоянии. Кредиторская задолженность составляла 100 млн грн, из них 20 млн грн – уже проходили по судам. Если бы мы ничего не изменили, то через месяц у предприятия были бы арестованы счета. Помимо этого, завод работал на трехдневке, а на счету было всего 50 тыс грн.

Сейчас мы планово погашаем задолженность, перешли на пятидневную рабочую неделю, получили портфель заказов от УЗ, освоили принципиально новый вид ремонта – это ремонт трамваев, а также работаем над тем, чтобы со следующего года запустить ремонт электричек.

Какой уровень загрузки завода на данный момент?

Пропускная мощность завода рассчитана на то, чтобы выпускать 10 электровозов в месяц. Но, если будут дополнительные заказы, можно будет организовать вторую смену и выпускать больше.

До конца года мы должны сделать 25 электровозов для УЗ. Сейчас они находятся в разной степени готовности. Всего за год уже было отремонтировано порядка 15 электровозов. В следующем году УЗ планирует разместить на нашем заводе заказ на ремонт 57 электровозов. Думаю, что в течении года заказы будут еще поступать.

Если в первом полугодии завод сделал всего три электровоза, то сейчас мы уже отдали УЗ более 10 единиц и до конца года в плане стоит еще 25 электровозов. Такой серьезный портфель заказов от УЗ позволит нам до конца года стабилизировать ситуацию на предприятии. 

А какие трамваи вы ремонтируете?

Что касается трамваев, то мы только ведем переговоры по этому вопросу. На самом деле - это не основной вид деятельности предприятия, поэтому даже без заказов на ремонт трамваев завод будет чувствовать себя абсолютно уверенно и будет получать прибыль. 

У завода много долгов. Возникают ли проблемы с кредиторами?

Практически со всеми контрагентами мы заключили мировые соглашения и теперь стабильно выплачиваем задолженность. Поэтому сейчас проблем с поставщиками у нас нет.

Также есть стратегия оптимизации производства - это внедрение системы планирования, что мы уже успешно осуществили, оптимизация производственных издержек – снижение энергопотребления, максимальное использование складских остатков, снижение закупочных цен и тд.

Ранее много говорилось о том, что  у предприятия большие долги из-за того, что комплектующие закупаются слишком дорогие, а также, что закупаются лишние запчасти.

По некоторым позициям мы действительно понизили цены, но самое главное чего мы добились в условиях инфляции – это то, что нам удалось удержать цены на прошлом уровне.

"Мы сейчас полностью загружены заказами от УЗ, поэтому приниматься за частные заказы сможем только со следующего года"

Есть ли заказы от частных структур?

Мы создали отдел маркетинга на предприятии с нуля, который занимается поиском частных заказчиков. Емкость рынка большая и заказов может быть много, но мы сейчас полностью загружены заказами от УЗ, поэтому приниматься за частные заказы сможем только со следующего года. Но мы ведем переговоры с некоторыми промышленными предприятиями и можем говорить о заказе на ремонт минимум десяти локомотивов от частных структур.

Проводили ли Вы оптимизацию штата?

Некоторые люди, которые понимали, что мы перекрываем коррупционные схемы - написали заявление по собственному желанию и ушли, понимая, что придется работать честно. Но на 99% мы сохранили коллектив. Более того, сейчас дополнительно набираем более 150 человек.

Форма заработной платы сдельно-премиальная. Благодаря полученным заказам мы перешли на пятидневную работу, поэтому если в первом полугодии заработная плата составляла около 1500 грн, то в ноябре мы планируем, что средняя заработная плата увеличится до 4000 грн.

Еще в 2013 году когда предприятие было загружено заказами, предполагалось что на его мощностях будет создано СП с компанией Skoda. Инвестиции могли составить около 50 млн евро. Почему тогда чехи отказались от сотрудничества?

Работа по созданию СП с компанией Skoda была приостановлена прежними руководителя.  Мы ее актуализировали - уже есть диалог с руководством компании Skoda. В ближайшее время мы планируем провести встречу на территории ЗЭРЗ.

И есть ли какие-то сейчас планы по организации СП с кем-то из крупных производителей (например, Siemens)?

Мы готовы работать с любыми мировыми производителями и сейчас рассматриваем несколько вариантов сотрудничеств.  Изначально, это будет сборка из комплектующих зарубежного производства, а в дальнейшем - постепенное увеличение локализации производства. 

Читайте также Как электротехник из Люблина заработал миллионы на производстве локомотивов