Институт проблем естественных монополий не рекомендует приватизировать ОАО «РЖД» в ближайшее время. В плане приватизации записано, что в 2012–2013 годах должно быть продано 25% минус 1 акция компании. Однако аналитики ИПЕМ по итогам проведенного ими исследования пришли к выводу, что скороспелая приватизация принесет больше вреда, чем пользы. В данном случае выводы ИПЕМ совпадают с
позицией главы компании Владимира Якунина, который считает ошибочным продавать активы в условиях, когда они недооценены, и предлагает отложить вопрос до 2015 года.
В ИПЕМ указывают, что из-за отсутствия предпродажной подготовки стоимость пакета будет явно занижена, а сама продажа приведет к прямому экономическому ущербу для бюджета России и рискам с точки зрения самой компании, грузовладельца и пассажира. РЖД не готова к продаже, потому что не завершена реформа железнодорожного транспорта и самих дочек компании, не определены правила долгосрочного регулирования (в том числе тарифов), нет долгосрочного прогнозирования доходов (сетевых контрактов). Однако если и продавать, то продавать надо стратегическому инвестору, который нацелен на развитие отрасли. В то же время продажа пакета акций РЖД как единого хозяйствующего субъекта противоречит мировому опыту; например, в Германии после долгих обсуждений решение о продаже Deutsche Bahn было отложено на неопределенный срок. Кроме того, авторы исследования утверждают, что неплохо бы сохранить возможность увеличения госучастия в капитале РЖД на будущее «для реализации ключевых или стратегических проектов в области ж/д транспорта».
В исследовании проводится параллель с приватизацией электросетевого комплекса. Так, в процессе реформы электроэнергетики был объявлен курс на привлечение частного капитала. Созданные в результате реформы ФСК и МРСК были частично приватизированы. Однако теперь, спустя десятилетие, идет дискуссия об объединении активов. Для этого надо потратить 400 млрд рублей на выкуп акций у миноритарных акционеров сетевых компаний и погашение их задолженности. Аналитики указывают, что государство имеет обыкновение изменять свою точку зрения по вопросам структуры собственности важных объектов, и намекают, что если приватизировать РЖД сейчас, то потом придется решать множество проблем.
Плюсы и минусы приватизации, по версии ИПЕМ, выглядят следующим образом.
Экономический эффект для государства и РЖД:
- краткосрочное (3–5 лет) снижение нагрузки на бюджет;
- улучшение качества корпоративного управления.
Риски для государства и РЖД:
- возможен конфликт интересов между государством и новым акционером в части социальной политики;
- снижение или полное прекращение поддержки перевозок пригородных и дальних (обновление парка локомотивов);
- снижение кредитного рейтинга РЖД и рост расходов на обслуживание займов;
- рост объемов госфинансирования или дополнительный рост тарифов на услуги РЖД для обеспечения развития РЖД через 2–4 года после продажи пакета акций.
Экономический эффект для грузовладельца и пассажира:
- развитие инфраструктуры ж/д транспорта в течение 3–5 лет за счет использования вырученных от продажи акций денег.
Риски для грузовладельца и пассажира:
- рост тарифов (и стоимости билетов) на услуги РЖД за счет увеличения доли финансирования инвестиционной программы РЖД из ее прибыли и выплаты дивидендов новому акционеру (либо придется снижать финансирование инвестпрограмм);
- снижение качества услуг из-за сокращения финансирования объектов пассажирского комплекса (локомотивы, вокзалы, депо);
- сокращение пригородных нерентабельных перевозок, потому что новый инвестор не захочет накапливать их невозвратную задолженность.
Позиция ИПЕМ и самой РЖД не поддерживается большинством опрошенных нами экспертов. Если суммировать и предельно упростить их доводы, они сводятся к тому, что управление РЖД на данном этапе неэффективно, и добавить монополии динамику может только приток «свежей крови» и нового капитала. Другими словами – приватизация.
Юрий Симачев, замгендиректора Межведомственного аналитического центра:
Переносить сроки приватизации, мотивируя тем, что потом будет дороже, можно до бесконечности. Приватизация для того и проводится, чтобы улучшить качество управления, что в свою очередь принесет и увеличение капитализации. Конечно, нужно оценивать экономическую ситуацию, но сейчас каких-то глубинных кризисов, которые препятствовали бы приватизации, нет. Есть лишь некоторая неопределенность, которая продлится еще долго.
Алексей Безбородов, гендиректор аналитического агентства InfraNews:
Экономические предпосылки для приватизации есть всегда. Проблема с РЖД заключается в кадровом составе. Пока не сменится нынешняя команда, приватизировать нет смысла. Железные дороги у нас должны быть акционированы, но надо устранить от этого процесса таких людей, как Якунин, чтобы не создались очередные олигархи.