Вступивший в силу Закон «О морских портах» наконец-то окончательно легализует присутствие в них частного бизнеса. Теперь бизнес решит, сохранит ли Украина статус транзитного государства
Подписанный 8 июня Президентом Виктором Януковичем Закон «О морских портах» формализовал ситуацию, которая сложилась в отрасли достаточно давно. Несмотря на то что после распада СССР портовый сектор не реформировался (оставаясь государственным), бизнес в нем присутствовал — от малого до самого большого.
Опыт работы предпринимателей во многом был связан с придуманной в 90-е годы в Одесском морском торговом порту схемой «договора о совместной деятельности», пускавшей частников на портовую территорию. Одесское ноу-хау, по словам нынешнего начальника ОМТП Юрия Васькова, и предвосхитило новый закон.
«В Одесском порту закон фактически на 80% реализован. И хотя складские комплексы, перегрузочное оборудование преимущественно находятся в госсобственности, де-факто ими управляют частные компании, которые вкладывают средства в их развитие и отвечают за их эффективное использование.
То, что 20 лет назад было сделано Николаем Павлюком (начальником порта в то время. — Авт.) и его командой, признано сегодня уже на законодательном уровне», — отмечает Васьков.
Конечно, к считавшейся стратегической отрасли иные портовые начальники относились как к вотчине. Предстоящая теперь реформа фактически нивелирует их власть, резко снижая градус коррупции в отрасли. К тому же все эти годы роль государства в портах была условной — по факту, именно из-за деятельности коммерсантов портовые предприятия могли продолжать свою работу и развиваться. Например, в тот же Одесский порт за последние 20 лет вложено более $300 млн. частных инвестиций. Частное присутствие на рынке сегодня достаточно ощутимо — по итогам 2011 года из 156 млн. т грузов, обработанных в морских портах, 41 млн. перегружен через частные комплексы. Наряду с малым профильным бизнесом в портах уже присутствуют все ключевые отечественные ФПГ, для которых транспортировка по морю определяет себестоимость продукции. Активные интересы в портах трех крупнейших ФПГ — «Привата», Group DF и СКМ — указывают на то, что говорить о преднамеренном распределении портового бизнеса в чью-либо пользу не приходится.
В частности, в порту Южный работает компания «Бориваж», связанная с группой «Приват» Игоря Коломойского и управляющая зерноперевалочным комплексом. Group DF Дмитрия Фирташа управляет специализированным портом Ника-Тера по перевалке удобрений и зерна в Николаевской области. Стивидорная компания «Авлита», входящая в группу СКМ Рината Ахметова, владеет двумя морскими комплексами по перевалке металлопродукции и зерна в Севастополе. Другим крупным компаниям терминалы необходимы для обеспечения сбыта продукции — например, «Нибулон» и Arcelor Mittal.
При этом ФПГ уже заявили о намерениях вкладывать средства в портовый бизнес, развивая его полноценно, а не только как инструмент обслуживания собственных нужд грузоперевозок. Так, «Авлита» хочет пятикратно повысить мощности, доведя их до 8,4 млн. т в год (инвестиции $25 млн.). Собирается увеличить портовое присутствие и Group DF: расширение мощностей порта Ника-Тера в Николаеве с 4,5 млн. т до 12-15 млн. т потянет на $ 150-миллионную инвестпрограмму. А строительство глубоководного универсального порта Очаков обойдется Вадиму Новинскому и его Smart Maritime Group примерно в 1,5 млрд. евро. Свои инвестиционные программы в Николаевском, Ильичевском и порту Южный разработали также ArcelorMittal и «Приват». Впору ожидать увеличения присутствия и иностранных отраслевых компаний, которые пока предпочитают работать в Украине только при наличии сильного местного партнера. Впрочем, заметные успехи у иностранцев есть уже сейчас. Так, в Одессе успешно работают «Новолог», входящий в австрийскую корпорацию VA Intertrading, и «ГПК-Украина», дочерняя структура немецкого концерна Hamburger Hafen und Logistik, «Контейнерный терминал Ильичевска», входящий в группу НКК, крупнейший международный зернотрейдер Cargill, американская компания Bunge. Объемы перевалки этих компаний превышают 1 млн. т ежегодно.
Эксперты уверены: от активности бизнеса в портах напрямую зависят транзитные перспективы Украины в Черноморском регионе, где страна уже несколько лет подряд теряет свои позиции. Дело, впрочем, и в государственной стратегии — из-за решительных действий России и стран Балтии по развитию своих портов Украина сегодня утрачивает объемы грузопотока.
«Россия недвусмысленно дала понять, что в перевозке грузов она будет отдавать предпочтение своим портам. Уже есть проект порта Тамань стоимостью $6,1 млрд., идет расширение Новороссийского порта, прежде всего в сфере контейнерных перевозок... Порт Тамань в ближайшее десятилетие выведет из Украины транзитные грузопотоки объемом около 47 млн. т, из которых 34 млн. — российские грузы», — отмечает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.
Поскольку реализация крупных российских портовых проектов намечена на 2015-2016 годы, украинские ФПГ должны будут применять эффективные рыночные меры для привлечения значительного грузопотока. И результат их действий будет во многом зависеть от того, насколько быстро воплотятся положения нового закона, позволяющие бизнесу принимать стратегические хозяйственные решения. Эффективность совместных проектов государства и частного бизнеса все же зависит от двух сторон этого диалога, что российский опыт уже доказывает за счет убытков украинских портов.
Александр Кава, координатор реформы транспортной отрасли координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте
С принятием закона о морских портах в Украине заработает та же модель, что и во всех морских портах Европы — функции государства и частного бизнеса в портах четко и однозначно разделятся. Государство будет отвечать за безопасность в портах, а перевалка грузов сконцентрируется в руках частных операторов. До принятия этого закона не было четких правил государственно-частного партнерства в морских портах, регулирование проводилось преимущественно на договорной основе. Сейчас же все условия будут прописаны на уровне законов и подзаконных актов. Правила игры устанавливаются одинаковые для всех, исключений закон не предусматривает. В итоге сотрудничество государства и частного капитала должно стать взаимовыгодным.