Методика расчета ставок портовых сборов (в дальнейшем - Методика), разрабатываемая в течение 7 лет с привлечением различных специалистов и иностранных экспертов в области портового ценообразования, так и не была принята правительством. В ходе создания этого отраслевого нормативного документа у ее разработчиков проявлялись различные точки зрения в отношении принципов расчета и условий взимания портовых сборов, а также о назначении Методики.  В настоящее время, когда под большим вопросом принятия МИУ находится проект ее 8-го варианта, у специалистов морского транспорта возник вопрос о необходимости Методики для морских портов Украины вообще. Мое мнение, как эксперта в области портового ценообразования, - пока есть порты, нужна и Методика.

Разве может изжить себя необходимость определения экономически обоснованного уровня ставок портовых сборов за услуги судовладельцам, которые являются основной производственной деятельностью предприятий их оказывающих?  Ведь нет в отрасли другого нормативного документа, позволяющего определить такой их уровень. Не может служить основанием для сторонников такого мнения и то, что ни один из разрабатываемых до настоящего времени вариантов проекта этого отраслевого нормативного документов так и не был принят правительством. Могли же специалисты смежных видов транспорта  разработать: две Методики расчета тарифов на перевозки грузов и пассажиров ж/д транспортом, Методику расчета тарифов на перевозку грузов водным транспортом и Методику на перевозку пассажиров автотранспортом, принятые правительством еще в 2013-м!  

То, что разработка Методики определяется требованиями Закона Украины "О морских портах", говорит о важности ее для отрасли. Однажды уже министерством была предпринята попытка создания такой Методики. Однако Методика, разработанная неизвестной нам компанией в 2012 году,  из-за существенных  замечаний морских портов  и института, так и не  была  принята.

Ставя под сомнение  необходимость в Методике для морских портов Украины, сторонниками этой идеи не предлагается альтернативный ей метод расчета экономически обоснованного уровня ставок портовых сборов, вероятно полагаясь на существование каких-то других для этого методов в зарубежном портовом ценообразовании. Ведь определяется же как-то фактическая стоимость услуг, оплачиваемых портовыми сборами, за рубежом, без  методик в нашем ее  понимании!?

Существующие в зарубежных портах "стоимостные" (или "затратные") центры по каждому виду работ и услуг позволяют методом корректировки действующих тарифов и сборов определять экономически обоснованный их стоимостный уровень с помощью  коэффициентов. По портовым сборам такие коэффициенты определяются по каждому их виду, исходя из соотношения экономически обоснованной для получения от них величины доходов и фактически получаемых доходах. То есть вначале следует рассчитать ставки портовых сборов, а затем их, в случае необходимости, корректировать. (В нашем случае такие ставки портовых сборов должны быть рассчитаны для взимания с валовой вместимости судна). Поэтому применение такого метода возможно только к рассчитанным ставкам портовых сборов и при сохранении действующих условий их взимания. В нашем же случае, когда планируются значительные  изменения не только условий взимания портовых сборов, предусмотренных приказом МИУ №316, но и  действующие принципы расчета их ставок, определить экономически обоснованный их уровень можно только с помощью Методики. Так как только в формулах расчета ставок каждого портового сбора можно учесть указанные изменения с одновременным переходом на новый базис их исчисления - с валовой вместимости судов.

Расчет экономически обоснованного уровня портовых сборов необходим не только для эффективного регулирования  работы транспорта, но и для создания предприятиям их взимающих, условий для нормальной хозяйственной деятельности. Поэтому нет необходимости ожидать и создания Национальной комиссии - регулятора транспорта, создаваемая уже на протяжении многих лет.

Не следует увязывать создание Методики и с существующими проблемами использования средств от портовых сборов и с действующей системой налогообложения в стране, которые постоянно рассматриваются при обсуждении ее проектов. Эти проблемы не имеют никакого отношения к Методике, которая является независимым отраслевым нормативным документом объективного характера. Не зависит Методика и от направлений использования МИУ средств от этих сборов и   проводимой им портовой тарифной и инвестиционной политики.

Что же представляет собой Методика, в чем необходимость и важность ее разработки?

 

Методика является отраслевым нормативно-методическим документом в области портового ценообразования, предназначенным для расчета экономически обоснованного уровня ставок портовых сборов в морских портах Украины, предусмотренных 316-м приказом МИУ. Расчеты ставок портовых сборов (кроме административного сбора) производятся на базе затрат на содержание и развитие морских портов, определяемых объективными условиями их работы: особенностями их расположением и устройства при существующей системе налогообложения в стране. В основу их уровня положена стоимостная концепция их формирования, принятая в зарубежном портовом ценообразовании, с учетом основных условий их начисления и взимания (порядка взимания). Порядком взимания предусматривается предоставление определенным судам скидок со ставок портовых сборов, применение различного рода коэффициентов  и освобождение некоторых судов от их оплаты. Что важно, так как морские порты Украины входят в мировую систему торгового мореплавания, являясь неотъемлемой ее частью.

Рассчитанные с помощью Методики экономически обоснованные уровни ставок портовых сборов, позволяют предприятиям, взимающим эти сборы, получать средства, необходимые для их содержания и развития, а государству - средства в запланированном объеме. Что и явилось основанием необходимости ее разработки на законодательном уровне.

Определенный с помощью Методики уровень портовых сборов носит объективный характер, при котором реализуется основная функции цены - учетная. Рассчитанный с помощью Методики уровень ставок портовых сборов и себестоимости услуг (их нижний предельный уровень) являются базой, необходимой для эффективного проведения МИУ портовой тарифной политики– регулирования их уровня в зависимости от конъюнктуры рынка транспортных и портовых услуг с использованием таких присущих ценам функций, как стимулирующая, распределительная и др. И инвестиционной политики, в зависимости от инвестиционного климата в стране. Знание фактической стоимости услуг позволяет оценить эффективность действующей системы портовых сборов для каждого предприятия и эффективно проводить экономическую политику на предприятиях. Себестоимости услуг, оплачиваемых портовыми сборами, является результирующим показателем оценки эффективности основной производственной деятельностью предприятий, их оказывающих.

Следует отметить, что Методика не определяет состав и величину затрат, подлежащих компенсации портовыми сборами и порядок начисления и условий взимания портовых сборов. Методика лишь реализует основные принципы, которые были положенные в основу разработки всей системы портовых тарифов, включая портовые сборы, в стране. Когда принимались решения о распределении затрат морских портов на содержание и их развитие между грузовладельцами и судовладельцами, подлежащих компенсации портовыми сборами, с учетом такого распределения в зарубежных морских портах. А также учитывались основные принципы расчета ставок портовых сборов, их начисления и условия взимания, принятые в зарубежных портах.

Необходима Методика и при обосновании экономической целесообразности строительства новых портов и перегрузочных комплексов, когда, наряду с выполнением ими перегрузочных операций, планируется оказание ими услуг судовладельцам, оплачиваемых портовыми сборами. При обосновании нового строительства недостаточно одного лишь определения общей величины затрат, относимых на судовладельцев для компенсации портовыми сборами. Необходимо также знать, каков будет  уровень их ставок, определяющий величину портовых расходов судовладельцев – привлекательность отечественных морских портов, а следовательно, их конкурентоспособность на мировых рынках транспортных и портовых услуг.

Предложение государству "выровнять ставки портовых сборов и ж/д тарифы по региональному признаку", вызывает вопрос:  как осуществить такое выравнивание портовых сборов, не зная экономически обоснованного их уровня, который может быть определен только с помощью Методики?

Необходимость унификации принципов расчета ставок портовых сборов

В ходе работы над созданием Методики у ее разработчиков  проявлялись  различные мнения    в отношении  ее основного предназначения, а также   ошибочные, на мой взгляд,  принципы расчета ставок портовых сборов и условий их взимания. Принимались ими и различные субъективные решения, недопустимые для документов объективного характера, каким является Методика. Например, установление Методикой ограничений или  снижения уровня  экономически обоснованного  норматива рентабельности при расчете ставок портовых сборов. Или приведение общего уровня портовых сборов в отечественных морских портах до их уровня в зарубежных портах.  (Так как уровень портовых сборов в зарубежных портах  значительно ниже, чем в отечественных морских портах,  это привело бы к убыточности услуг, ими оплачиваемых судовладельцами, и к новой проблеме - поиска средств для  их содержания и развития). Или при установлении коэффициентов при расчете ставок портовых сборов для специализированных судов для применения их только при взимании корабельного сбора и только с судов в заграничном плавании.  Как будто бы с судов в портах взимается только один корабельный сбор, а в перевозках каботажных грузов не участвуют специализированные суда.

А вообще, какое отношение имеет влияние конструктивных особенностей специализированных судов на способность обеспечивать перевозку грузов и/или пассажиров, если они (эти конструктивные особенности) учитываются в  их строительной стоимости, расходах на  содержание и,  в конечном итоге, в стоимости перевозимых ими специализированных грузов.

Была даже идея, озвученная прежним министром, о создании некой дополнительной Методики уже начисления портовых тарифов и сборов для приведения их уровня в румынском порту Констанца ("и даже ниже!") с ее разработкой до конца 2016 года. А также идеи стимулирования с помощью Методики привлечения в морские порты дополнительных объемов грузов с помощью предоставления скидок со ставок портовых сборов для линейных судов с разработанным математического механизма их регулирования, а также создания некой специальной шкалы, устанавливающей уровни скидок со ставок портовых сборов в зависимости от количества захода судов в порт в течение определенного календарного периода. При этом уровень скидок, предусмотренных такими предложениями не превышал 25-35%. Не обращая внимание на то, что спрос на услуги портов, оплачиваемые портовыми сборами, как правило, не эластичен - не зависит от уровня портовых сборов. Это наглядно проявилось на практике, когда даже 50-процентное снижение ставок портовых сборов (за исключением административного сбора) для судов, перевозящих транзитные грузы, не привел к соответствующему повышению объемов их перевалки в портах. Также, как и беспрецедентное повышение уровня ставок всех судовых портовых сборов, включая портовые сборы, на 58%, и грузовых тарифов на 44% не привел к соответствующему снижению их грузооборота.

А как  рассматривать с точки зрения ценообразования предложение разработчиков Методики  об установлении двух причальных сборов для взимания с судовладельцев и операторов портов? Когда в качестве основы для определения уровня причального сбора, взимаемого с судовладельцев с валовой вместимости судов, принимается величина текущих затрат на содержание всех причальных сооружений порта. А для расчета причального сбора, взимаемого с каждой тонны груза, перегруженного операторами порта через причалы порта, – величина средств, необходимых для модернизации и развития этих сооружений порта. Разве такое "нововедение" допустимо в нормативном документов в области ценообразования, каким является Методика?

В условиях существования различных мнений о предназначении Методики и основных принципов расчета ставок портовых сборов и условий их взимания, повышается роль этого нормативного документа в их унификации.

И последнее. Морские порты являются одним из звеньев национальной транспортной системы страны, участвующей в транспортировке грузов через территорию Украины с последующей их перевалкой через порты. Поэтому для эффективного регулирования МИУ (Национальной комиссией при ее создании) работы всех ее звеньев должны быть унифицированы принципы расчета транспортных тарифов и портовых сборов с учетом их особенностей. Поэтому считаю, что наша Методика должна учитывать основные требования приказа МИУ от 27.07.2012 №434 "Об утверждении Концепции структуры расчета экономически обоснованных тарифов на перевозки грузив ж/д транспортом и методики их расчета". Одним из основных требований этого приказа к методикам является определение фактической и планируемой себестоимости перевозок грузов и пассажиров, как необходимой исходной базы для расчета транспортных тарифов - их нижнего предельного уровня. К сожалению, расчет такого важнейшего результирующего показателя оценки производственной деятельности предприятий так и не был предусмотрен ни в одном из восьми вариантов проекта Методики. Упомянутые методики расчета тарифов на перевозки грузов и пассажиров смежными видами транспорта были разработаны с учетом требований этого приказа МИУ.