Осень 2009 года стала своеобразным Рубиконом для экономики ЕС. Именно тогда в обиход вошло понятие "Долговой кризис в Греции". Вслед за Элладой появились и другие должники – Италия, Испания, Португалия, Ирландия и т.д. Но именно Греция удосужилась "пальмы первенства". С тех пор прошел не один год, а страна все еще не вышла из кризиса. Как показали недавние события, в том числе и судьбоносный референдум, выход из тупиковой ситуации вряд ли удастся так быстро найти. Недавно СМИ сообщили о том, что лидеры Греции, Германии, Франции и ЕС достигли компромисса в решении данного вопроса. О деталях пока умалчивается. Однако нас интересует другой аспект.
Долговой кризис в Греции тянется более пяти лет. За это время предлагался не один вариант для улучшения экономической ситуации в стране. Одним из них была масштабная приватизация. Благодаря ей правительство планировало получить 50 млрд евро. Продаже подлежали многие госкомпании, в том числе в сфере инфраструктуры: железная дорога, морские порты и аэропорты. О такой перспективе для греческой инфраструктуры заявлялось еще в самом начале кризиса, однако сам процесс приватизации был запущен в декабре 2011 года. Тогда было объявлено о разгосударствлении 2 ж/д компаний (TrainOSE и ROSCO), 12 морских портов и 29 аэропортов. Ведущие издания мира писали о запуске Афинами многомиллиардной и беспрецедентной приватизации. Конечно, до полного погашения было далеко, но выход из кризиса начал обретать реальные черты – уменьшение государственных затрат и приватизация. Если с первым пунктом греки хоть как-то еще справились, то со вторым получился полнейший провал. А ведь прошло пять лет! В чем же причина провала?
Читайте также Роль судоходства в крахе Греции
И почему-то первым на мысль приходит такой ответ: популизм. Да-да, все эти годы правительство Греции занималось именно этим. О реальном спасении страны и выводе экономики из кризиса мало, кто думал. Если просмотреть новости предыдущих лет, то просматривается такая тенденция. Кредиторы ставят Греции определенные условия, та их как-то выполняет или заявляет о намерении выполнить, – и Афинам выдается очередной транш. А затем, через некоторое время, мы опять наблюдаем очередной виток кризиса. А тем временам инфраструктурные активы и далее оставались в госсобственности.
Если взглянуть на особенности инфраструктуры Греции, то на поставленный вопрос можно ответить иначе. С одной стороны правительство страны не хотело терять стратегические активы, особенно главные порты и аэропорты. С другой – ж/д компании и региональные аэропорты в условиях кризиса были не такими уж и привлекательными объектами для инвестирования. Конечно, аэропорт Гераклион с пассажиропотоком 2 млн человек выглядит солидно по сравнению с аэропортом Неа Анхиалос с пассажиропотоком 65 тыс. человек.
Несмотря на такую разницу между воздушными гаванями Греции, ситуация в этой сфере хоть как-то сдвинулась с мертвой точки. В октябре прошлого года консорциум во главе с немецкой компанией Fraport (оператор аэропортов, в том числе Франкфурта) получил право концессии на 40 лет для 14 региональных аэропортов с общим пассажиропотоком в 19 млн человек. За это концессионер обязывался уплатить 1,2 млрд евро. С этой сделкой также возникли проблемы, но она хотя бы была заключена.
Читайте также 6 тисяч доларів – середня зарплата на залізниці в Греції
В других же сферах – железная дорога и морские порты – ситуация так и осталась на прежнем уровне. Хотя за эти годы предлагались всевозможные варианты. К примеру, РЖД готова была купить компанию TrainOSE вместе с морским портом. Инвесторы из Болгарии также интересовались покупкой порта Салоники. Были и другие предложения. Но все они так и остались предложениями. А грандиозные проекты, как проект по созданию сухопутного коридора в обход Стамбула, не был реализован. Несмотря на все минусы таких масштабных предложений, именно связка "порт-железная дорога" могла бы сделать инфраструктурные объекты Греции более привлекательными для инвесторов. Особенно это касается железной дороги. Но правительство не выдвигало таких предложений. Поэтому воз и ныне там.
И вновь, спустя пять лет, правительство обещает европейским партнерам провести масштабную приватизацию, в том числе и в сфере инфраструктуры. Однако, в ЕС. Похоже, устали от обещаний Афин. Не удивительно, что недавно депутат Европарламента Ги Верховстадт выступил с гневной речью в адрес греческого премьера Ципраса, в которой четко сказал: "Just do it!".
Тем временем, на другом конце Европы, в Португалии, мы видим другой вариант решения той же самой проблемы. Правительство страны проводило постепенную реструктуризацию госкомпаний, готовя их к приватизации. Не без проблем, конечно, но проводило. В результате, в июне этого года правительство продало 61% государственного авиаперевозчика TAP Air,выручив 354 млн евро. А сейчас к продаже готовится грузовой ж/д перевозчик CP Carga.
Конечно, можно долго спорить о приватизации, ее целесообразности и т.п. Однако если правительство раздуло размер государственных долгов до непосильных масштабов, другого варианта в условиях еврозоны не остается. Либо Греции придется выходить из еврозоны. Но, даже если это случится, долги-то не исчезнут сами по себе.