Владислав Иноземцев на страницах российского журнала Newtimes высказал интересное предположение о том, что экономическая модель Греции в последнее время строилась на сговоре местного олигархата и власти. При этом важно отметить, что греческий олигархат представлен в основном шиппинговыми компаниями — Греция сегодня владеет по меньшей мере 16% мировых перевозок, 25% мирового торгового флота (или половиной флота ЕС), а экспорт транспортных услуг превышает 6% ВВП страны. Названия греческих династий судовладельцев известны во всем мире – Онассис, Латсис, Эмберикос, Гуландрис и другие.
Читайте также 6 тисяч доларів – середня зарплата на залізниці в Греції
Иноземцев пишет, что власти собирали налоги со всех прочих секторов экономики, тогда как доля налогов с судовладельцев в доходах бюджета не превышала 1,4% всех его доходов (а бюджетный кодекс и сейчас предоставляет им 58 видов налоговых скидок). Где Иноземцев взял данные о 1,4% от всех доходов он не указывает, придется верить на слово. Впрочем, греческое судоходство действительно пользовалось беспрецедентными льготами, что позволило ему достичь огромных размеров, и сама Греция от этого мало что получала.
Согласно аудиторской проверке компании Clarksons Shipbrokers на апрель 2014 года, торговый флот Греции составлял 4 894 судов, что по суммарному тоннажу вывело Грецию на первое место в мире. Из них танкеров - 1217 судов, балкеров - 1878, 62 газовоза.
Именно торговый флот теоретически мог бы спасти Грецию. В 2011 году доходы от перевозок грузов греческими судами достигли примерно 13 млрд евро, что равнялось примерно 6,0% ВВП Греции. По информации греческого правительства, с 2000 по 2011 годы судоходство принесло Греции 154 млрд евро дохода от услуг в сфере перевозки грузов, что равно примерно половине всего госдолга страны. Это почти в 4 раза больше, чем все кредиты, которые Евросоюз предоставил Греции на период с 2000 по 2013 год и которые составляют 46 млрд евро. Эти впечатляющие денежные поступления обеспечили 750 греческих судоходных компаний. Однако, 40% из этих 154 млрд евро вновь вернулись за рубеж, потому что судоходные компании оплачивают услуги, предоставляемые другими странами. Во-вторых, налоговые льготы оставались неприкасаемыми – несмотря на угрозу дефолта, это было и является табу.