29 марта в китайском городе Боао завершился "Азиатский Давос". Одной из ключевых тем форума было создание новых "шелковых путей" - в последние годы Китай увлекся развитием не только своей собственной транспортной инфраструктуры, но и других стран. Здесь Поднебесной есть чем как похвалиться, так и о чем умолчать. Сейчас идет активное обсуждение проекта высокоскоростной ж/д магистрали Москва – Казань, которая, возможно, будет строиться на китайские деньги. Также Поднебесная строит железные дороги в Азии (Таиланд, Шри-Ланка) и Африке (Кения). Правда, в Евросоюзе пока не все идет гладко. Большим скандалом закончилось участие китайской компании COVEC в строительстве автомагистрали А2 в Польше. Дорога так и не была построена, а спор между правительством и компанией до сих пор остается нерешенным.

Читайте также: Новый шелковый путь: где Китай построит ж/д коридоры

Впрочем, от планов по контрактам направленным на обновление инфраструктуры Евросоюза Китай не отказывается и активно осваивается пока на периферии ЕС. Ставка сделана на республики бывшей Югославии. После распада единого государства большинство республик в той или иной мере было охвачено конфликтами. И только с 2000-х правительства начали всерьез задумываться об улучшении инфраструктуры за счет иностранных инвестиций. И здесь пути государств разошлись. Словения, твердо вступившая на путь евроинтеграции, основные средства пыталась залучить от стран-членов ЕС. Похожим путем пошла Хорватия. Совсем другая ситуация с государствами, находящимися южнее – Боснией и Герцеговиной, Сербией, Черногорией и Македонией. Они, хотя и стремятся в ЕС, но средства для улучшения своей инфраструктуры вынуждены искать не только у Брюсселя.

И в этом вопросе им на помощь пришли другие крупные игроки – Китай и Россия. Обе страны практически одновременно активизировали свою инвестиционную и хозяйственную деятельность в инфраструктурной отрасли балканских стран. При этом, Москву и Пекин особо интересуют Сербия и Черногория. Именно в этих странах сосредоточена львиная доля проектов.

Чайнаславия Профессор Драган Павлицевич из Ноттингемского университета характеризует балканскую политику КНР как "железнодорожную дипломатию". И в самом деле, одним из важных проектов Поднебесной является реконструкция железной дороги Будапешт – Белград общей протяженностью более 350 км. Довольно часто в СМИ его называют как проект по строительству высокоскоростной железной дороги, но это не так. После реконструкции максимальная скорость составит 200 км/ч. Кроме того, значительная часть дороги является однопутной, в результате реконструкции она станет двухпутной. Это позволит сократить время пути между двумя столицами с нынешних 8 до 2 часов 40 минут, а значит – и ускорить доставку грузов в греческие порты, прежде всего Пирей. Там у Китая есть свои активы (контейнерный терминал компании COSCO). К тому же, Пекин все еще надеется приобрести 67% акций самого порта. Именно по этому КНР не боится инвестировать в реконструкцию этой дороги 2 миллиарда евро.

Для самой Сербии проект также немаловажен. На сербском участке дороги (Суботица – Белград, около 200 км) ежемесячно курсирует около 1500 поездов и ежегодно перевозится до 40 млн тонн грузов. Сейчас средняя скорость на участке не превышает 30 км/ч. К примеру, участок Суботица – Белград (более 180 км) пассажирский поезд преодолевает за четыре часа, а грузовой – за семь часов. Кроме того, модернизация ж/д Будапешт – Белград подразумевает дальнейшее вовлечение Македонии, через которую проходит транспортный коридор Х, ведущий в Грецию.

Автомагистраль Бар – Боляре в Черногории уже сейчас эксперты называют одной из самых дорогих в Европе.

Однако "железнодорожная дипломатия" – это лишь часть стратегии. Автодороги интересуют Китай не меньше. Другим крупным проектом, который будет реализовываться при помощи Китая, является строительство в Черногории автомагистрали Бар – Боляре. Дорога проходит через всю страну с юга на север, ее протяженность составляет почти 170 км. Для маленькой Черногории автомагистраль Бар – Боляре дорога очень важна, и правительство уже не первый год пытается найти инвестора для этого проекта.

Уже сейчас эксперты называют эту дорогу одной из самых дорогих в Европе. Проект ее строительства предполагает возведение 42 тоннелей, 92 мостов и виадуков. На данные объекты приходится более 40% автомагистрали. Так что денег Черногории понадобится немало. К примеру, стоимость проектирования и строительства только одного приоритетного участка Смоковац – Увач – Матешево (44 км) оценивается в 809 млн евро. В конце прошлого года было достигнуто соглашение о выделении China Exim Bank кредита в размере около 688 млн евро на строительство дороги. Срок погашения кредита составляет 20 лет. Оставшиеся 120 млн евро будут выделены из бюджета Черногории. Планируется, что строительство займет четыре года.

Скоростная ж/д Будапешт – Белград нужна Китаю для убыстрения доставки грузов в греческий порт Пирей, где расположен контейнерный терминал COSCO

Стоит отметить, что китайцы участвуют или планируют участвовать в строительстве автодорог и в других балканских странах. В Македонии это магистрали Скопье – Штип и Кичево – Охрид. В Боснии и Герцеговине китайская компания Sinohidro планирует построить автодорогу Баня-Лука – Млиништа. Уже сейчас рассматривается перспектива продления дороги до хорватского Сплита. А пока что Sinohidro собирается строить первый отрезок дороги протяженностью 62 км и стоимостью 600 млн евро. Деньги на проведение работ выделит китайский China Exim Bank.

Проекты России Россия, в отличие от Китая, не предлагает бывшим республикам Югославии масштабных инфраструктурных проектов. Москву вполне устраивают и небольшие, но прибыльные для нее, инициативы. С инвестициями в автодороги балканских стран у России не сложилось. В конце 2000-х российские компании выказывали интерес к участию в строительстве автодороги Бар – Боляре в Черногории. Однако на этом все и закончилось. Поэтому главную скрипку здесь играет РЖД, а значит все проекты, в которых принимает участие РФ, связаны исключительно с железной дорогой.

Так, еще в марте 2012 года РЖД и Железные дороги Сербии договорились о реконструкции ж/д инфраструктуры балканской страны. Год спустя правительство РФ предоставило Сербии кредит в размере 800 млн долларов на проведение работ. На эти день "дочка" российского монополиста должна построить и электрифицировать 16 км второго пути ж/д линии Белград – Панчево, провести реконструкцию шести участков Х Европейского транспортного коридора (112 км), а также реконструировать существующие и построить второй путь на участке Стара Пазова – Нови Сад (44 км). Год назад началось строительство дороги. После завершения работ скорость увеличится до 120 км/ч с нынешних 30 км/ч. Часть российского кредита (150 млн евро) пойдет на реконструкцию сербского участка железной дороги Белград – Бар (200 км). Работы планируется начать в конце текущего года.

В октябре прошлого года Москва и Белград подписали еще два соглашения о сотрудничестве в ж/д отрасли. Речь идет о реконструкции трех участках Х Трансъевпропейского коридора общей протяженностью 65 км: Сопот Космайский – Ковачевац (18 км), Мала Крсна – Велика Плана (29 км) и Рума – Голубинцы (18 км). Стоимость работ оценивается в 50 млн долларов. Скорость движения поездов на этих участках планируется повысить с нынешних 30 до 120 км/ч. Другим контрактом предусматривалась поставка 27 дизель-поездов производства компании "Метровагонмаш".

Пока что Россия и Китай занимают разные ниши в инфраструктурных проектах балканских стран. Однако уже сейчас амбиции Поднебесной гораздо превосходят российские. В то, же время, Кремль сохранил только одного союзника на Балканах – Сербию. Но даже в этом вопросе он ходит по острию, поскольку Белград движется в направлении евроинтеграции. А Китаю эти стремления играют только на руку. 

Читайте также: Альтернатива Босфору: РЖД поможет грузам обойти Стамбул