На прошлой недели стало известно, что соглашение между Украиной и Европой об общем авиационном пространстве, намеченное ранее на 14 марта, перенесено на неопределенный строк. Министерство инфраструктуры (Мининфраструктуры) сообщило, что заминка возникла из-за незавершения Евросоюзом процесса внутреннего согласования редакции определения “территория" в контексте вопроса Гибралтара.
На вчерашнем брифинге министр инфраструктуры Максим Бурбак сообщил, что как только европейская сторона решит все свои вопросы со внутренним согласованием редакции документа, соглашение об общем авиационном пространстве между Украиной и Европой будет подписано. «Мы понимаем волнения украинских авиакомпаний перед подписанием с Евросоюзом Соглашения о свободном доступе перевозчиков к украинскому рынку. Однако, соглашение предусматривает подготовительный период, чтобы отечественные перевозчики подготовились к конкурентной борьбе»,- отметил министр.
Читайте также Открытое небо: что ожидает Украину после присоединения к Единому авиапространству с ЕС
В Еврокомиссии говорят, что в настоящее время принимаются меры для ускорения этого процесса, и сразу после его завершения Украине будут предложены возможные сроки подписания соглашения. Однако, участники рынка подозревают, что тут не обошлось без лоббирования ключевого игрока — авиакомпании Международные авиалинии Украины (МАУ), которая умышленно затягивает процесс подписания. Насколько обоснованы такие опасения.
Личный интерес Украинские авиаперевозчики со своей стороны готовы подписать соглашение, но просят внести некоторые поправки в текст, чтобы уровнять права с европейскими авиакомпаниями. Согласно тексту документа, иностранные компании смогут летать между аэропортами внутри Украины, в отличии от отечественных.
По словам источника из Мининфраструктуры подписание соглашения больше всего не выгодно авиакомпании МАУ, которую связывают с бизнесменом Игорем Коломойским. «В прошлый вторник проходил круглый стол, на котором присутствовали представители авиакомпаний. В МАУ считают, что это соглашение вредит украинским перевозчикам. В компании опасаются, что усилится конкуренция и они проиграют», - рассказал источник.
Он отметил, что остальные авиакомпании в принципе поддерживают соглашение и видят в этом новые возможности. «Украина не большая страна и авиакомпании получат доступ к европейскому рынку без всяких ограничений. Для примера, во Францию сейчас летает только МАУ. Двухстороннее соглашение предусматривает одного перевозчика и 14 рейсов в неделю», - добавил источник.
В МАУ считают, что это соглашение вредит украинским перевозчикам. В компании опасаются, что усилится конкуренция и они проиграют
Глава Центра политического и экономического анализа Александр Кава также считает, что в этой ситуации могло не обойтись без украинских авиакомпаний, которым невыгодно подписание соглашения о свободном небе.
На момент выхода статьи на запрос ЦТС в компании МАУ не ответили. Однако, месяцем ранее президент авиакомпании Юрий Мирошников заявлял, что подписание договора о едином авиационном пространстве между Украиной и Европейским союзом, хотя и дает украинским авиаперевозчикам равные права с европейскими коллегами, однако не ставит их в равные возможности. По его словам, при пессимистическом для авиакомпании сценарии европейские авиаперевозчики откроют массу рейсов и перетянут украинского пассажира на свои хабы, в результате чего МАУ потеряет этого пассажира.
“Плюс придут лоу-косты, на что надеется вся общественность, и отберут у нас пассажира point-to-point, который летает с нами”, - отмечал Юрий Мирошников. Однако, министр инфраструктуры Максим Бурбак считает, что подписание Соглашения об Общем авиационном пространстве с ЕС станет стимулом для отечественных авиаперевозчиков снизить стоимость перелета внутри страны.
В компании Windrose подписание соглашения поддерживают и говорят о том, что направление выбрано правильно. «Однако если есть возможность защитить себя дополнительно, то почему нет?», - говорит Генеральный директор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук.
Наша песня хороша Прогнозы участников рынка по поводу того, когда может быть подписано соглашение неутешительны. По мнению Александра Кавы отказываться от подписания украинская сторона не будет, потому что это противоречит ранее декларируемым принципами новой власти. А вот пойти в отказ по некоторым пунктам, таким образом,
затягивая процесс пересмотра текста соглашения на годы - вот это наиболее вероятный сценарий. "Пересмотр текста соглашения, даже формальные зацепки, могут значительно затянуть вопрос", - считает он.
Такое же мнение выразил источник из Мининфраструктуры. «МАУ пытаются затянуть процесс подписания. Текст соглашения парафирован а это значит, что обе стороны договорились по всем моментам и подписали каждую страницу. Если сейчас изменить хотя бы одну запятую, то необходимо снова возвращаться к раундам переговоров. И это может затянутся на долго», - считает источник из министерства.
Однако, по его словам, если подписать соглашение весной или летом, то вполне возможно сохранить ту дату его вступления, которая предусмотрена (летняя навигация 2015 г.). Замедлить процесс подписания может и то, что на должность главы Государственной авиаслужбы был назначен бывший топ-менеджер авиакомпании МАУ Денис Антонюк.
Читайте также Юрий Мирошников: Почему не нужно открывать небо с Европой сейчас