Затяжные переговоры об открытии неба с Европой подошли к логическому завершению. В ходе недавнего визита в Брюссель украинской делегации удалось согласовать условия договора о присоединении к Единому авиационному пространству. "Переговоры по заключению Соглашения между Украиной и ЕС об Общем авиационном пространстве (ОАП), начатые в декабре 2007 года, успешно завершились 22 октября 2013 года. Все вопросы, которые раньше требовали доработки и поиска компромиссных решений, были согласованы во время визита руководителей Государственной авиационной службы Украины в Брюссель", – сообщил вице-премьер Александр Вилкул на своей странице в Facebook.
Читайте также Коммерческий директор "Визз Эйр Украина" о либерализации авиарынка с Европой
Правда, об условиях, на которых наша страна намерена открыть авиарынок для Европы, чиновник не говорит подробно. По его словам, украинской делегации удалось договориться "практически по всем положениям Соглашения об ОАП, касающимся открытия доступа на рынок для авиаперевозчиков Украины и ЕС". Кроме того, утверждает он, на паритетных началах решены вопросы снятия ограничений по частотам и географии полетов. "Украина принимает все европейские стандарты в области безопасности полетов, качестве обслуживания пассажиров и всех составляющих авиационной деятельности. Безусловно, еще впереди процесс парафирования и подписания, но противоречий уже нет", – отмечает Вилкул.
Но снятие ограничений может быть разным. Ведь степеней свободы в воздушном пространстве, как известно, девять. Что же получит Украина от подписания соглашения с Евросоюзом? Заключив договор, наша страна будет пользоваться третьей и четвертой степенью свободы, которые позволяют выполнять полеты из своего государства в другое и обратно. В принципе, отечественные перевозчики, как и европейские, имели такие права и ранее, но с одной оговоркой. Количество авиакомпаний, которые имеют назначение на маршрут, и частота их полетов регулировались межправительственными соглашениями. Присоединение Украины к Единому авиапространству предполагает упразднение этих рамок.
По неофициальным данным, пункт о немедленном вступлении документа в силу отсутствует в последней редакции.
Основным камнем преткновения в переговорах было то, что Европа настаивала на мгновенном вступлении соглашения в силу, тогда как Украина говорила о переходном периоде. По неофициальным данным, пункт о немедленном вступлении документа в силу отсутствует в последней редакции. Впрочем, наша страна и без того автоматически получит переходный период, поскольку оформление соглашения – процедура длительная и сложная. А после визирования и подписания нам также предстоит ратифицировать договор со всеми странами Евросоюза, что, скорее всего, тоже потребует времени.
Кроме того, по данным участников рынка, в ходе переговоров затрагивалась проблема разрешений на полеты европейских авиакомпаний из Украины в третьи страны. Однако такие уступки невозможны по юридическим причинам: если воздушное пространство Евросоюза является единым и не имеет ограничений, то отношения Украины с третьими странами регулируются межправительственными соглашениями, на которые евроинтеграция уже повлиять не может.
Судьба других спорных вопросов пока неизвестна. Министерство инфраструктуры пока не говорит о сертификации авиационной техники. Хотя ранее, напомним, первый заместитель главы Государственной авиационной службы Александр Гречко заявлял, что решение этой проблемы будет закреплено отдельным меморандумом, а пока что отечественным производителям не следует опасаться запрета на эксплуатацию их продукции. Какие еще украинские стандарты готовы признать европейцы, пока неизвестно.
Что же касается норм ЕС, то на их адаптацию и принятие в Украине потребуется время. По состоянию на весну текущего года из 137 необходимых документов в нашей стране было принято только 34. Какие сроки даются на их имплементацию, пока что не разглашается.
Поэтому, скорее всего, радикальных изменений на рынке в ближайшее время ждать не стоит. Если же говорить об ограничениях на полеты, то, напомним, Украина уже практически либерализовала рынки с такими европейскими государствами, как Испания, Словакия, Швеция и Норвегия. Однако говорить о стремительном увеличении интенсивности полетов пока не приходится. После упразднения межправсоглашений, скорее всего, следует ожидать роста частот на нескольких направлениях, например Париж, Франкфурт, Амстердам.
В целом же в заявлениях властей о присоединении к Единому авиационному пространству, наверное, больше политики. Не за горами Вильнюсский саммит, на котором определится дальнейший внешнеполитический курс страны. И авиация, по всей видимости, стала одной из разменных монет в переговорах, где Украина готова пойти на серьезные уступки в обмен на одобрение со стороны ЕС. А потому не исключено, что интеграция украинского неба в европейское будет во многом зависеть от итогов встречи в столице Литвы.