На дорогах южной Украины развернулась война за дороги. В ход иногда идут даже палки и булыжники. Так в июле стихийная акция протеста с метанием камней разразилась в Бериславском районе Херсонщины. Здесь жителям сел на берегу Днепра допекли тяжелые грузовики, следующие с зерном на элеваторы и пристани. Они разбивают и без того плохонькие дороги, причем колесят по ним с утра до вечера, не давая людям отдыхать в своих домах.

В селе Новорайском на отдельных улицах повесили знаки с предупреждением о том, что проезд тяжелой технике запрещен. Однако на одной из таких улиц «кирпич» кто-то снял, и сразу же по ней поперли грузовики.  В ответ, несколько десятков возмущенных сельчан заблокировали проезд, а когда «КАМАЗ» из Полтавской области попытался преодолеть импровизированный кордон, его окружили и принялись забрасывать камнями. Спасая свою жизнь и машину, водитель позвонил в милицию. Прибывший в Новорайское участковый инспектор милиции уговорил граждан разойтись только после того, как они услышали обещание восстановить исчезнувший знак. 

Читайте также Куратор реформы "Укравтодора" отреагировал на протесты водителей перегруженных грузовиков

Впрочем, в августе водители ответили под Николаевом, когда на трассе в районе завода Sandora николаевский облавтодор совместно с управлением Укртрансинспекции установил весовой комплекс для взвешивания грузовых автомобилей. На место начали съезжаться представители фирм-перевозчиков. Они высказывали свое возмущение начальнику Службы автодорог Валерию Блошенко относительно того, что они и так уже платят за дороги, покупая топливо.

По словам одного из представителей фирмы-перевозчика, перегруз имеет право на жизнь из-за того, что Украина является аграрной страной. И если возить урожай по 40 тонн, а не по 50 и выше, то есть вероятность, что не весь урожай смогут собрать на полях и не весь урожай смогут принять порты. В результате весовой комплекс с дороги убрали.

Весам - нет Сторонников тех, кто против введения весовых комплексов не так уж много, по крайней мере, публичных заявлений или комментариев от них в разы меньше и аргументы порой доходят до абсурда. Так, во время конфликта на трассе, присутствующие перевозчики сетовали на то, что «не за то Майдан стоял». Впрочем, поддержку перегрузу на автотранспорте косвенно оказывают и некоторые зернотрейдеры.

Так, 19 августа экс-заместитель генерального директора одного из крупнейших экспортеров продукции АПК Украины "НИБУЛОН" и сын собственника этой компании Андрей Вадатурский заявил, что выступает против весовых комплексов, поскольку это ложный подход к борьбе с перегрузами на украинских дорогах. Но при этом стоит учесть, что по подсчетам ЦТС, в 2014 году на НИБУЛОН зашло около 1,5 млн тонн зерна автотранспортом, что составляет около 30% всего объема.

Вадатурский спрашивает, почему эти комплексы решили установить именно сейчас? Как мы можем получить желаемый результат, если используем старые методы, которые не работают? Ведь подход остался прежним и коррупционные схемы в виде получения взяток также, что вызывает большое возмущение со стороны перевозчиков.

"Считаю, что установление весовых комплексов необходимо было осуществить в Херсоне и Одессе, а не только в Николаевской области. Удивляет, почему было выбрано только одно направление", - пишет Вадатурский. По его мнению, система взвешивания грузовых автомобилей должна быть полностью автоматизирована, чтобы избежать любой возможности брать взятки с водителей грузовиков.

По подсчетам ЦТС, в 2014 году на НИБУЛОН зашло около 1,5 млн тонн зерна автотранспортом, что составляет около 30% всего объема.

Вадатурский пишет, что решить проблему с перегрузками на дорогах в Николаевской области, а также строительства новых дорог по современным технологиям можно только системно на законодательном уровне. В частности, благодаря реализации двух законопроектов «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания Государственного дорожного фонда» (рег. №2724), «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» (рег. №2725), которым предлагается собирать средства за проезд дорогами грузовиков, вес которых превышает 12 тонн, поскольку именно такой вес транспорта приводит к повреждению и разрушению дорог.

Пройдемте на взвешивание Куратор реформы "Укравтодора" глава департамента автотранспорта Министерства инфраструктуры  Роман Хмиль сразу отреагировал на протесты водителей перегруженных грузовиков. В разговоре с ЦТС он подчеркнул, что министерство является регуляторной властью, а не исполнительной. «Мы разрабатываем изменения, а реализовывать их должны на местах», - отмечает Роман Хмиль и добавляет, что ответственность лежит на местных и областных органах, а также "Укртрансинспекции".

Более того, Роман Хмиль сообщил, что сейчас министерство обсуждает со Всемирным банком покупку 200-та стационарных весовых комплексов, часть из которых будет установлена на въездах во все порты и 100 мобильных для "Укртрансинспеции".

11902228_1452605751714067_3058271813303819555_n

"Большинство не понимает, насколько большой вред дорогам наносит даже небольшой перевес. И того, что именно нарушение весовых норм является причиной того, что большинство наших дорог находятся в плачевном состоянии. А уже потом недофинансирование ремонта и прочие факторы", - напсиал Хмиль у себя в Facebook. По его словам, на сегодня фуры весом свыше 12 тонн не покрывают акцизом тот ущерб, который наносят дороге. Справедливая доплата с фуры общей массой до 40т - порядка 3 грн/км, сверх акциза. Поэтому нужно вводить плату за проезд фур общей массой свыше 12 тонн, - резюмирует он.

Глава Николаевской ОГА Вадим Мериков на своей странице в facebook публично заявил, что власти не будут поддаваться на шантаж перевозчиков. «Сопротивление перевозчиков весовым комплексам – ожидаемо. Но ни я, ни николаевская громада – не поддадимся на шантаж! У перевозчиков каждый год одно и то же: перегруз – взятка гаишнику, а у нас – убитые дороги», - пишет он.

Первый заместитель председателя Николаевской ОГА Николай Романчук также заявил ЦТС, что весовые комплексы все же будут установлены. «Как только комплексы будут отремонтированы и сертифицированы, мы поставим их на одесском, киевском и днепропетровском направлениях. Не хочу загадывать, но думаю, что нам понадобиться около 10 дней. Но, комплексы однозначно будут установлены», - отметил он.

Глава Николаевского городского совета Юрий Гранатуров говорит, что будет обращаться к Премьер-министру Украины, Президенту Украины, в судовые инстанции а также к группе народных депутатов, представляющих интересы Николаева, с просьбой заняться разработкой законодательных актов, которые прозрачно и понятно будут регламентировать работу грузоперевозчиков и позволят убрать эту грузовую «вакханалию» с дорог.

Кроме того, Юрий Гранатуров обращается к бизнесу и подчеркивает их ответственность за происходящее. «…Понятно, что грузовики до 25 тонн, с одной стороны не разрушают дорожное покрытие, а с другой стороны менее привлекательны для бизнеса, чем 50-70 тонные тяжеловесы. Ваш расчет, уважаемые бизнесмены, более чем понятен. Но он не в пользу ГОРОЖАН! Перегруженные фуры, курсирующие в аномально жаркие дни за последние годы «убили» областные дороги и «подобрались» к только что отремонтированным улицам города. А ведь на ремонт в этом году городом выделено более 100 млн грн.», - пишет он на странице в Фейсбук.

Президент Ассоциации международных перевозчиков Леонид Костюченко в комментарии ЦТС сообщил, что АсМАП nj;t поддерживает введение весовых комплексов.  «Мы сегодня в неплановых ремонтах тратим более 180 млн долл в год. Из-за таких дорог выходит из строя практически вся ходовая часть. Поэтому мы стоим за тем, чтобы обязательно был контроль на дорогах»,- говорит Леонид Костюченко. 

Он отмечает, что из 11 млн общего количества зарегистрированных автомобилей в Украине, только 36 тыс – занимаются международными перевозками и около 3 млн – это грузовики, которые не входят в ассоциацию. Леонид Костюченко отметил, что многие зернотрейдеры видят свою экономию в том, чтобы возить с перегрузом, но при этом не понимают какой вред приносится целому обществу. «Сейчас готовится «Закон об автомобильном транспорте», в котором мы настояли на двух пунктах. Во-первых, за перевес должен отвечать либо собственник товара, либо порт, если это контейнер, либо экспедитор. Во-вторых, за повторное нарушение правил штраф будет составлять около 90 тыс грн», - отмечает Леонид Костюченко.

Впрочем, следует признать, что с внедрением весового контроля на украинских дорогах пока действительно все не так гладко как необходимо. Например, недавно министр инфраструктуры Андрей Пивоварский сказал, что с весовыми комплексами, которые были закуплены ранее, существует проблема – они не работают. «Из 100 комплексов работает только один», - говорил министр. При этом, по мнению Пивоварского, идеальным решением было бы внедрение такого же автоматизированного весового контроля, который уже работает в Беларуси.

Читайте также Грузовики VS железная дорога: власти берут курс на жесткий контроль веса автотранспорта