В кабинете заместителя министра инфраструктуры по евроинтеграции  Виктора Довганя на одной из стен висит скреч-карта мира, на которой отмечена только Украина. Говорит, что остальные страны, в которых побывал, еще не успел "стереть", и что вскоре на карте будет отмечено гораздо больше. Оно и не удивительно, как заместитель, курирующий евроинтеграцию, он  часто бывает в командировках в разных уголках мира.

Виктор Довгань – человек новый на государственной службе. Говорит, что приход на работу в МИУ – это для него своего рода челлендж. "Кроме бизнеса я работал в проектах технической помощи, и мне казалось, что по ряду направлений я очень много знаю, поэтому и решил попробовать сделать то, что раньше всем советовал", - отмечает заместитель министра. Виктор Довгань говорит, что за время  работы в МИУ их команда должна запустить ряд проектов, которые будут необратимы. Пока у нас есть планы на год, которые мы должны выполнить, и если политическая ситуация даст нам возможность работать дальше - мы будем работать дальше.

Какие Ваши основные направления работы в министерстве?

Я отвечаю за два больших направления. Первое – это европейская интеграция, в первую очередь, в разрезе адаптации законодательства. У нас есть ряд законопроектов и нормативно-правовых актов, которые нужно принять, чтобы выполнить Соглашение об ассоциации и таким образом реформировать направление транспорта. Второй блок – это международная деятельность и работа с международными организациями.

Важно отметить, что пакет законодательных инициатив, который будет рассматриваться в парламенте в рамках Дня инфраструктуры, также приблизит Украину к стандартам ЕС. Например, создание Дорожного фонда – не украинское know-how, подобная структура работает в Германии и, судя по состоянию дорог в этой стране, работает хорошо. Весовой контроль на дорогах – также стандартная европейская практика, в этом случае Украина не изобрела велосипед, а лишь потребовала и внутри страны соблюдать те весовые параметры, которые, кстати, наши перевозчики соблюдают в странах ЕС. Введение платы за проезд для грузового транспорта с иностранной регистрацией, контроль качества ремонтных работ на дорогах – это все общеевропейские нормы, которые мы хотим ввести в Украине.

Что касается МФО, что именно Вы могли бы выделить?

По международным организациям я бы выделил работу с банками, в основном, это привлечение кредитных средств ЕИБ и ЕБРР. Достигнута договоренность с ЕИБ по привлечению кредитных средств в размере 200 миллионов евро для реализации проекта "Развитие городского электротранспорта". Эти средства дадут нам возможность закупить транспорт для нескольких городов в Украине. Кроме того, Мировой Банк выделил средства на разработку Стратегии развития автомобильных дорог, а также предоставил поддержку в разработке Национальной стратегии развития логистики в Украине.

Решен ли уже вопрос предоставления помощи от доноров на повышение заработных плат сотрудникам министерства?

У меня есть ряд задач, которые изначально казались более простыми. Одна из них состоит в том, чтобы отработать с донорами вопрос получения поддержки в вопросе увеличения заработных плат. Это направление разрабатывается в рамках концепции реформирования госслужбы.

Сможем внутри МИУ обеспечить приблизительно для 40-ка специалистов заработные платы на более-менее рыночном уровне.

Только недавно этот вопрос был разморожен, и мы понимаем, что сможем увеличить заработные платы для госслужащих. Мы сможем создать некую группу реформаторов из среднего звена внутри МИУ и обеспечить приблизительно для 40-ка специалистов заработные платы на более-менее рыночном уровне.

Вы отвечаете за выполнение директив ЕС, какая именно работа проводится в этом направлении?

Проводится работа по имплементации законодательства ЕС согласно Соглашению об Ассоциации, разработка соответствующих законов и подзаконных актов, присоединение и ратификация соответствующих международных конвенций, а также одобрение дорожных карт по сближению законодательства Украины и права Европейского Союза в сфере международного морского транспорта и почтовых услуг. Особое внимание будет сосредоточено на сопровождении и обеспечении принятия 4 базовых законов в сфере автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного транспорта и перевозки опасных грузов, внесенных в Верховную Раду Украины, а также подачи на рассмотрение законопроекта о почтовой связи, разработанного в соответствии с требованиями законодательства ЕС.

d5

Когда все же будет Открытое небо?

Мы поднимаем вопрос о заключении Соглашения с ЕС на каждой встрече, но пока что результатов нет. Да, у нас стоит дедлайн по этому вопросу до конца года. На данный момент мы передали все, что могли в Еврокомиссию, но от них пока сигнала нет. На самом деле, вопрос открытого неба лежит в той же плоскости, что и вопрос введения безвизового режима. По состоянию на сегодня мяч на стороне ЕС, но мы начинаем готовить план имплементации Соглашения о совместном авиационном пространстве с Европейским Союзом.

Расскажите о том, чего удалось достичь по вопросу транзита?

Важный аспект, которому я уделяю особое внимание  - это работа по транзиту и работа по новому Шелковому пути. Мы провели две большие транспортные конференции, которые показали, что поиск альтернативных путей, когда грузы могут доставляться дешевле и быстрее из ЕС в Азию и наоборот, - это тема, интересная для многих стран. Мы ведем активную работу, как в направлении развития Нового Шелкового пути, так и со странами на двухстороннем уровне с целью повышения скорости доставки грузов.

Уходим от трехстороннего соглашения, которое есть сегодня между Украиной, Болгарией и Грузией и переходим на прямые соглашения, что даст нам возможность привлекать новых операторов.

Что касается Шелкового пути, тут у нас есть четкие достижения: мы за три месяца отработали соглашение с Грузией о железнодорожном паромном сообщении.  Фактически, мы уходим от трехстороннего соглашения, которое есть сегодня между Украиной, Болгарией и Грузией и переходим на прямые соглашения, что даст нам возможность привлекать новых операторов, повышать конкуренцию и уменьшать тарифы и сроки перевозки.

Какова стоимость доставки одного вагона?

Вопрос в том, что никто точно не может сейчас сказать цену доставки вагона, даже логисты. Для этого мы хотим сейчас запустить информационный ресурс на базе сайта МИУ, чтобы каждый мог просчитать стоимость доставки груза в зависимости от его вида. Сейчас ориентировочно стоимость доставки одного контейнера по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) около 6 тыс дол. CША – это не конкурентно, потому что через территорию РФ стоимость  ниже – 4 тыс долл. США. Чтобы уменьшить стоимость, мы идем на снижение портовых сборов, хотим увеличить количество операторов, чтобы упала стоимость паромных перевозок и просим Грузию также уменьшить портовые сборы. Кроме того, УЗ отрабатывает сквозной тариф с железными дорогами  Грузии, Азербайджана и Казахстана.

Когда заработает Шелковый путь?

По срокам мы ожидаем выход двух паромов в начале следующего года, сквозной тариф на ж/д перевозки ожидаем уже до декабря. Также нужно создать информационный ресурс, который даст логистам, отправителям, экспортерам понимание маршрута и всех тарифов.

Ожидаем выход двух паромов в начале следующего года, сквозной тариф на ж/д перевозки ожидаем уже до декабря.

Дальше - это вопрос бизнеса, как загружать контейнеры и вагоны в обратную сторону. Как только бизнес поймет стоимость маршрута, его регулярность, отсутствие очередей, уменьшение срока перевозки, мы сможем проработать этот вопрос и с бизнесом, и с китайской стороной. Экспортеры и перевозчики очень заинтересованы в развитию перевозок по ТМТМ.

d4

На какой стадии сейчас проект Воздушный экспресс?

Экономическая целесообразность этого проекта будет, если его стоимость будет в рамках 80 млн долларов.

В конце августа к нам приезжала рабочая группа из Китая. Мы договорились решить проблемный вопрос, связанный с  воздушным экспрессом. Сумма кредита 320 млн долл., из них потрачено 20 млн долл. на покупку земли и техническую документацию. Мы решили уменьшить стоимость проекта - экономическая целесообразность этого проекта будет, если его стоимость будет в рамках 80 млн долл., это с учетом применения дизельного поезда.  При таких условиях и даже при сегодняшнем пассажиропотоке он окупится в течение 7 лет.  Что касается остальных средств, мы будем совместно с Китаем думать, куда можно направить эти деньги.

Читайте также Евгений Кравцов: Я понимаю, что всем нужны quick wins, но реформы не делаются быстро


Что Вы делаете для развития международного судоходства?

Продолжаются консультации в рамках проекта "Восстановление воднотранспортного сообщения Е40 на участке Днепр-Висла", в частности, в секретариат Комиссии проекта были представлены предложения по включению в проект ТЭО восстановления воднотранспортного сообщения Е40 мероприятий по модернизации и содержанию гидротехнических сооружений (судоходных шлюзов) и дноуглубления на р. Днепр. Финансирование этих работ за счет средств проекта позволит сэкономить деньги госбюджета и улучшить условия судоходства на Днепре.

В январе 2016 года Украина открыла свои внутренние водные пути для иностранных судов, и для нас важно обеспечить соблюдение международных стандартов при осуществлении речных перевозок. Для обеспечения устойчивого суднопропуска и безопасного эксплуатационного состояния Днепровских судоходных шлюзов общий объем капитальных и текущих расходов в 2016 году должен составить 182 973,0 тыс. грн. (вместо 39 млн. грн.), а для выполнения восстановительных работ в течение 5 последующих лет объем необходимых расходов должен составлять около 652 млн. грн.

i

Для решения этого вопроса Министерством запланировано финансирование реконструкции днепровских шлюзов из фонда бюджетной поддержки от ЕС в размере 108 млн. грн и дальнейшая работа по привлечению технической помощи и кредитных средств. Важным является принятие законопроекта "О внутреннем водном транспорте", которым будут установлены понятные и прозрачные законодательные рамки для бизнеса и отрасли.

Какие были Ваши личные амбиции для прихода на эту должность?

Я человек новый на госслужбе, я ожидал, что будет сложно, но я не думал, что настолько. Кроме бизнеса я работал в проектах технической помощи, и мне казалось, что по ряду направлений я очень много знаю, поэтому и решил попробовать сделать то, что раньше всем советовал. Это для меня такой челлендж.

Показать quick wins и уйти – это эгоистический подход, наверное. Мы будем работать настолько долго, насколько у нас будет возможность.

Это непросто, но у нас хорошая команда, и я думаю, что мы справимся. Показать quick wins и уйти – это эгоистический подход, наверное. Мы будем работать настолько долго, насколько у нас будет возможность. Пока у нас есть планы на год, которые мы должны выполнить, и если политическая ситуация даст нам возможность работать дальше - мы будем работать дальше. Но, хотя бы за этот срок мы должны запустить ряд проектов, которые будут необратимы и дадут возможность другим специалистам продолжать начатое нами.

Читайте также Серый кардинал Мининфраструктуры - интервью с Дмитрием Роменским