Сезон летних перевозок "Укрзализныци" стартовал, а вместе с ним – и новый график движения пассажирских поездов на 2013-2014 гг. Он ясно говорит о том, что железная дорога в этом году основательно скорректировала свои планы по развитию пассажирского движения, в частности, отказавшись от кардинального сокращения ночных поездов и развития системы хабовых перевозок. Тем не менее, госадминистрации явно все сложнее лавировать между потребностями спроса и финансовыми задачами. Ситуацию усугубляет растущий дефицит парка вагонов, который вынуждает железную дорогу идти на непопулярные меры. В прошлом году пассажирские вагоны не закупались, в этом все будет зависеть от того, какую сумму капинвестиций Кабмин утвердит в финплане. Пока же жертвами провальной политики по обновлению подвижного состава становятся поезда в западном направлении и пригородное движение.

Дневные и скоростные В ночь с 26 на 27 мая "Укрзализныця" ввела в действие новый график движения пассажирских поездов на 2013-2014 гг., который будет действовать в течение 12 месяцев. Год назад аналогичное  событие ознаменовалось бурной реакцией пассажиров: впервые им представилась возможность испытать на себе все прелести скоростных поездов производителей Hyundai и Skoda. Но также пришлось столкнуться с теми неудобствами, которые повлекла за собой перекройка под них графика на первом этапе. Особо много недовольства вызвало существенное сокращение ночных поездов в пользу скоростных дневных – всего было отменено около 30 поездов.

В этот раз руководство железной дороги учло негативный опыт предшественников – видимо, не зря, ввиду того, что, как говорят, прежний министр инфраструктуры поплатился креслом именно из-за проблем с железной дорогой. "Укрзализныця" продолжает развивать направления скоростного движения, оставляя пассажирам возможность выбора между дневными и альтернативными ночными поездами", - сообщил журналистам на брифинге начальник главного пассажирского управления "Укрзализныци" Александр Иванько.

Действительно, главное новшество графика – появление сразу трех новых маршрутов, обсуживаемых поездами класса Intercity+ и одного – Intercity. Акцент при развитии скоростного пассажирского движения сделан на крымском направлении. Отныне за относительно короткое время  добраться до полуострова можно будет из таких городов, как Донецк, Харьков и Днепропетровск (конечный пункт назначения - Симферополь). Здесь будет использоваться скоростной подвижной состав производителей Skoda (на первых двух направлениях) и Hyundai (из Днепропетровска). Время движения составит 4 ч 55 мин для маршрута Днепропетровск-Симферополь, 6 ч 52 мин – Харьков-Симферополь и 6 ч 17 мин – Донецк-Симферополь.  

Поезда Skoda перейдут на эти маршруты с других линий – треугольника Донецк-Харьков-Днепропетровск, на которых они курсировали с начала прошлого сезона. "Дело в том, что заполняемость этих поездов сейчас составляет не более 40%, поэтому нам не выгодно эксплуатировать такой дорогой подвижной состав на непопулярных маршрутах", - объяснил Иванько. Между Донецком, Харьковом и Днепропетровском дневные поезда останутся, только теперь это будет подвижной состав локомотивной тяги, с сидячими местами, который, уверяет руководство госадминистрации, прошел капитально-восстановительный ремонт на Харьковском вагоностроительном заводе.

Еще один новый дневной поезд – сообщением Киев-Тернополь, вокруг которого долгое время велось столько дискуссий, тем более что, как утверждают сами железнодорожники, прямого  ж/д сообщения из Киева с конечной остановкой в Тернополе не было лет 10. С самого начала рассматривался вариант прохождения маршрута скоростного поезда Intercity+ Киев-Львов через Тернополь. Но из-за недостаточной подготовленности путевой инфраструктуры на этом маршруте "Укрзализныця" так и не реализовала эти планы, хоть к экономике действующего поезда Hyundai Киев-Львов имеются большие вопросы. В начале января генеральный директор "Украинской железнодорожной скоростной компании" (эксплуатирует поезда Hyundai и Skoda) Леонид Лобойко говорил, что поезд Киев-Львов (а также Киев-Донецк), в отличие остальных дневных скоростных маршрутов, не выходит на окупаемость – их заполняемость не превышает 33-37%. Тогда как направление поезда на Тернополь с остановками также в Виннице и Хмельницком, наверняка решило бы эту проблему, причем время в пути увеличилось бы незначительно.

В периоды пиковых нагрузок "Укрзализныця" вынуждена жертвовать менее востребованными направлениями в пользу самых популярных. 

Сработает ли  компромиссный вариант появление дополнительного дневного поезда отдельно из столицы на Тернополь – покажет время, хотя понятия "дневной" и "скоростной" к нему можно применить лишь условно. Во-первых, потому что обратный путь из Киева в Тернополь поезд преодолевает ночью, с прибытием в 5:11 утра (отправление из Киева – в 16 часов с прибытием в тот же день, 21:54). Это значит, что пассажиропоток тут будут формировать в основном жители Тернополя, которые едут в Киев на несколько дней по делам и для которых раннее отправление из Киева и раннее прибытие в столицу предпочтительно. Работающим киевлянам пользоваться поездом будет менее удобно.

Во-вторых, "скоростной" поезд курсирует со средней маршрутной скоростью не более 80 км/час, поэтому ему и присвоена категория Intercity. Время пути составляет 5 ч 54 мин. Линию обслуживает подвижной состав производства Крюковского вагонзавода – "Столичный экспресс", который раньше курсировал на маршруте Киев-Харьков.

В "Укрзализныце" уверены, что Intercity Киев-Тернополь будет пользоваться популярностью. "Уже две недели как мы открыли продажу на него продажу, и за это время уже продано 40% билетов", - отчитался накануне вступления в силу нового расписания Александр Иванько.

Среди других новинок дневных поездов – продление маршрута поезда Киев-Днепропетровск до Запорожья (время пути с учетом остановки в Днепропетровске составит 6 ч 50 мин), а также введение дополнительной пары поездов на маршруте Киев-Харьков (кроме утреннего и вечернего, появится дневное отправление из Киева – в 13 ч 37 мин с прибытием в 18 ч 11 мин).

Жертвы дефицита Подчеркивая, что ночные поезда на маршрутах, где курсируют Intercity и Intercity+, сохраняются, в "Укрзализныце" напоминают, что, к примеру, из Донецка, Днепропетровска и Харькова можно добраться в Крым как минимум 18-ю обычными поездами (включая международные), на линии Киев-Тернополь курсируют три традиционных состава. Тем не менее, этот вопрос довольно спорный. Во-первых, графики многих из них переформированы таким образом, что пользоваться ими совершенно неудобно. Во-вторых, после тотального урезания количества ночных поездов в прошлом году основная их часть так и не вернулась. Исключение составили лишь несколько маршрутов, к примеру, Киев-Львов или Львов-Мариуполь. В любом случае, то, что вагонное хозяйство госадминистрации функционирует на пределе своих возможностей, скрывать уже не удается.

В периоды пиковых нагрузок "Укрзализныця" вынуждена жертвовать менее востребованными направлениями в пользу самых популярных. В связи с этим, к примеру, на летний период госадминистрация сократила частотность поезда Киев-Ужгород. "Высвобожденный подвижной состав будет направлен для формирования поезда Львов-Симферополь", - объясняет Иванько. То же самое он сказал и о поезде Киев-Чоп, который "Укрзализныця" с нового сезона вообще отменяет. Хотя здесь, конечно, сыграла роль и конкуренция с тернопольским Intercity: по информации госадминистрации, 90% пассажиропотока здесь формировали едущие до Тернополя.

В численном выражении количество пар поездов практически не изменилось в сравнении с прошлым годом: в сезоне 2012-2013 курсировало 298 пар поездов, в нынешнем – 291. Всего на маршруты, как и в прошлом году, выйдет около 4,5 тыс. пассажирских вагонов. Тем не менее, неофициально в госадминистрации признают, что подготовка необходимого количества подвижного состава дается очень непросто: дефицит пассажирских вагонов уже в этом году насчитывает 360 вагонов, а уже в следующем году он составит 580 вагонов. На летний сезон количество дополнительных поездов также остается неизменным с прошлого года – 93 пары поездов, из которых 76 – в направлении Крыма.

Более пострадавшим от дефицита вагонов стал сегмент пригородных перевозок, где теперь будет ездить на 12 пар поездов меньше. "Мы вынуждены были исключить из-за истекания срока службы 109 вагонов. К сожалению, закупка подвижного состава для пригородного сообщения в финплане на этот год не предусмотрена", - объяснил начальник главного управления пригородных пассажирских перевозок Игорь Мариенко. Правда, железнодорожники тут же оправдываются, что 12 составов электровозов у них было изъято для потребностей киевской городской электрички, что позволило удовлетворить потребности в перевозке 800-850 тыс. человек. А в целом в "Укрзализныце" надеются, что давление спроса будет смягчено конкуренцией со стороны автомобильного транспорта, куда, по уверению представителей госадминистрации, переходит все больше пользователей железной дорогой.

Из нового графика также следует, что "Укрзализныця" пока решила повременить с внедрением хабовой системы перевозок. Она предполагала существенное сокращение количества прямых поездов с тем, чтобы склонить пассажира пользоваться системой пересадок на узловых станциях. При этом до конечных пунктов назначения пришлось бы добираться с пересадками. Таким образом, можно было бы повысить заполняемость поездов между ключевыми областными центрами. Хотя руководство администрации уверяют, что эта концепция по-прежнему жива и будет воплощаться в жизнь постепенно.