В середине января Европейская комиссия и Всемирный банк представили Индикативный план действий по инвестированию в трансъевропейскую транспортную сеть (TEN-T). В нем определены приоритетные инфраструктурные проекты, которые могут быть реализованы в Армении, Азербайджане, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине. Общий объем инвестиций предусмотрен на уровне 12,8 млрд евро. Все входящие в план проекты предусматривают модернизацию и строительство в общей сложности 4,8 тыс. километров автомобильных и железных дорог, 6 портовых проектов, создание и модернизацию 11 логистических центров.

Цель TEN-T - соединить континент как с запада на восток, так и с севера на юг, "вставив" недостающие участки транспортной мозаики в нужные места. "Усовершенствованное транспортное сообщение как в регионе Восточного партнерства, так и между регионом Восточного партнерства и ЕС имеет потенциал для поддержания экономического роста и создания рабочих мест. План также призван подчеркнуть важность безопасности дорожного движения, а также цифровых решений в новых проектах и ​​привести стандарты проектирования в соответствие с существующей практикой ЕС", - отметила еврокомиссар по транспорту Виолета Булк.

Как считает ее коллега Йоханнес Хан, ответственный за Европейскую политику соседства и расширение, план действий TEN-T поможет лицам, принимающим решения, расставить приоритеты стратегических инвестиций в транспортную инфраструктуру и повысить безопасность транспорта в регионе.

Проекты, включенные в инвестиционный план, были определены совместно со странами Восточного партнерства и при участии международных финансовых институтов. Эти проекты позволят построить и восстановить новые и существующие автомобильные дороги, железные дороги, порты, аэропорты, а также логистические центры и пункты пересечения границы.

"Ключевой элемент инвестиционного плана состоял в том, чтобы дать реалистичную оценку диапазона расходов. Это включало оценку фискального пространства каждой страны, ее способности осваивать, использовать средства и выделять собственные бюджетные средства на транспорт", - говорится в пояснении к инвестплану.

Как отметил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, для реализации проектов в нашей стране предусматривается смешанное финансирование - за счет средств Европейского инвестиционного банка, Мирового банка, государственно-частного партнерства. "Украинская транспортная сеть впервые становится частью стратегических транспортно-логистических коридоров Евросоюза. Реализация предусмотренных Индикативным планом проектов позволит значительно углубить инфраструктурную евроинтеграцию Украины и в перспективе стать органической частью общеевропейской транспортной сети", - заявил министр.

Проекты делятся на краткосрочные, которые должны быть завершены к 2020 году, и долгосрочные - до 2030 года. Часть из нанесенных на карту проектов - уже существующие инфраструктурные объекты, часть - то, что еще предстоит создать.

Украина впервые появилась на картах TEN-T, составленных Еврокомиссией, в конце осени 2018 года. Что же еврокомиссары видят в числе инфраструктурных приоритетов в нашей стране?

Гавани: морские и воздушные

В портовой сфере значатся три проекта в порту Южный, четыре - в Черноморске и по одному - в портах Херсон и Ольвия.

По Южному план действий, разработанный ЕК, таков: передача в концессию государственного стивидора ГП МТП Южный (потенциальные инвестиции ожидаются в объеме 139 млн евро, реконструкция причалов №5, 6, 7, 8 за счет собственных средств порта, денег МФО и ГЧП, проведение дноуглубления подходных каналов, маневровых зон, оперативной акватории с учетом перспективного грузооборота порта. И все это - до 2020 года.

В Черноморском морском порту, по мнению европейцев, должны быть реализованы такие проекты: передача в концессию паромно-железнодорожного комплекса (до 2020 года), реконструкция гидротехнической части причалов №7 и 8, а также реконструкция причалов №9, 10, находящихся на балансе Черноморского филиала АМПУ; реконструкция причалов №11-17 (все - до 2030). Сумма инвестиций на указанные проекты по реконструкции причалов должна составить 22, 115,6 и 190,9 млн евро соответственно.

Что касается Ольвии и Херсона, в обоих случаях в ближайший год еврокомиссары ожидают передачи в концессию государственных стивидоров.

Уделено внимание в программе и развитию речного судоходства. В частности, краткосрочный план включает реконструкцию шлюзов на Днепре (Запорожье, Новая Каховка), а также дноуглубление в нижней и средней части реки. В течение 11 лет аналогичные работы должны быть проведены в верхней части Днепра и на шлюзах в Каневе и Кременчуге. Работы должны быть обеспечены за счет кредитных средств ЕИБ и ЕБРР - суммарно это 112 млн евро.

В авиационной сфере в плане значатся 4 аэропорта. В первом из них - Одессе - программа уже частично выполнена. Речь идет о реконструкции пассажирского терминала.

Целый комплекс работ предусмотрен в аэропорту Львов: завершение реконструкции терминала А - до 2020 года, реконструкция аэродромного комплекса и отеля "Тустань", строительство грузового терминала, а также ангаров для авиационного ТО - до 2030 года.

Для аэропорта Борисполь главными задачами, по мнению Еврокомиссии, на 10 лет является реконструкция второй ВПП и строительство нового грузового терминала. Вместе эти проекты оцениваются в 300 млн евро (которые, судя по инфографике ЕК, могут быть получены из различных источников, среди которых кредитование ЕИБ, международные финансовые институции, госбюджет и ГЧП).

Дороги: железные и авто

Из 2 млрд евро, которые, согласно планам ЕК, могут быть выделены на железнодорожные проекты во всех шести странах "Восточного партнерства", Украина претендует на самую большую часть - 850 млн. Из 16 проектов 9 должны быть реализованы именно на сети "Укрзализныци".

Пять из них ранее уже назвал глава правления компании Евгений Кравцов, отметив, что УЗ полностью готова к их выполнению. Это модернизация участка (колея 1435 мм) Ковель-Ягодин-Госграница с последующей электрификацией, реконструкция пути на станции Подборцы (Львовская область), строительство новой тяговой подстанции на станции Раздельная, электрификации участка Бердичев-Коростень-Бережесть, увеличение пропускной способности на участке Гребенка-Полтава.

Среди проектов, не названных Кравцовым, однако значащихся в Индикативном плане к выполнению до 2020 года, - модернизация железнодорожной инфраструктуры на направлении Мукачево-Чоп-Захонь/Чиерна над Тисоу (Украина-Венгрия/Словакия). Очевидно, это ложится в канву анонсированных УЗ планов по запуску новых поездов в Словакию и Чехию и превращению Мукачево в западный ж/д хаб. Оценивается данный проект в 13,7 млн евро. Вероятными источниками финансирования указаны ЕИБ и Инвестиционный фонд соседства (NIP).

В автодорожной сфере заданиями для Украины на самые ближайшие годы еврокомиссары видят внедрение системы автоматического сбора пошлины (E-Tolling), взвешивания автомобилей на ходу (Weigh-in-Motion) и автоматических систем контроля скорости (все вместе оценивается в 41 млн евро, которые потенциально могут выделить международные финансовые институции), строительство многоуровневых развязок между ж/д и автодорогами (56 млн евро - ЕИБ), создание 6 зон для парковки и отдыха вдоль трасс Киев-Чоп, Киев-Харьков и Киев-Одесса.

Также в Индикативный план внесены проекты строительства северного объезда Львова и окружной дороги Тернополя, которая соединит трассы М-09 (Львов-Рава-Русская) и М-12 (Стрый-Тернополь-Кропивницкий-Знаменка); реконструкция дороги М-09.

Кроме того, в перечень проектов Еврокомиссия включила реконструкцию участка трассы Киев-Одесса в Черкасской области, капитальный ремонт этой же дороги на участке от Умани до Одессы. Также сюда включен капремонт трассы М-03 (Киев-Харьков-Должанский) на участке Валки-Харьков. Его, как отмечается в Индикативном плане, предложил профинансировать Всемирный банк (191,3 млн евро).

Входит в Индикативный план ЕК и строительство двух мостов - через Днепр в Кременчуге и через Южный Буг в Николаеве. Мост в Кременчуге оценивается в 300 млн евро (кредитные средства, которые, как предполагается, должен предоставить Эксимбанк Китая). Строительство моста в Николаеве, обойдется в 400 млн евро. Вопросом кредитования проекта занимается Японское агентство международного сотрудничества JICA.

"Наличие такого плана сразу снимает массу вопросов стратегического характера в процессе поиска финансирования для их реализации. Крупным банкам и международным финансовым учреждениям намного более комфортно рассматривать инвестиции, являющиеся частью больших инфраструктурных систем", - поясняет аспекты финансирования упомянутых проектов руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр.

В целом же, по его словам, включение Украины в план TEN-T является положительным шагом, поскольку дает нам как стране ориентиры по средне- и долгосрочному развитию инфраструктуры. "Не зря МИУ очень внимательно следило за тем, чтобы все инвестиционные проекты, касающиеся развития сети TEN-T, были в обязательном порядке включены в Стратегический план действий по реализации Национальной транспортной стратегии Украины", - резюмирует аналитик.

Читайте также Север, Юг, Запад, Восток: Какие инфраструктурные ж/д проекты требуют реализации и почему