В начале этой осени в Пекине прошел грандиозный Форум китайско-африканского сотрудничества. Прозвучавшие на нем анонсы инвестиций в инфраструктуру и развитие стран Африки весьма значительны - по словам Си Цзиньпина, КНР готова выделить на эти цели около 60 млрд долларов. Но что анонсы? - уже сейчас Китай принимает очень активное участие в инфраструктурных проектах континента. Но не Африкой единой - концепция "Один пояс - один путь" предусматривает экономическое присутствие Поднебесной также в Южной Америке, Азии, Европе. Так, например, ровно два года назад, в ноябре 2016-го, сообщалось об учреждении Китаем специального фонда в размере 10 млрд евро для финансирования инфраструктурных и высокотехнологичных проектов в странах Центральной и Восточной Европы. Спустя полгода в посольстве КНР в Украине заявили об инвестициях в объеме 7 млрд долларов в оживление экономики Украины, правда, уточнили, что речь об облигациях и средства еще нужно "активизировать".

Активизацию Китая на украинском направлении мы и правда наблюдаем в последние пару лет - учитывая стремление Пекина наладить новые каналы доставки своих товаров по Новому Шелковому пути в ЕС, вложения в развитие инфраструктуры нашей страны кажутся выгодными для обеих сторон. Из успешных примеров сотрудничества, прежде всего, следует выделить проекты дноуглубления в портах Южный и Черноморск, которые сейчас активно реализуются. И это, пожалуй, пока что все…

Большинство же проектов Поднебесной в инфраструктурной сфере Украины либо "зависли" (и не всегда по вине китайцев), либо находятся на стадии согласования или начальных этапах реализации. Напомним о самых заметных из них.

"Воздушный экспресс"

Украинско-китайский проект железной дороги между столицей и аэропортом Борисполь в свое время продвигало Госагентство инвестиций Владислава Каськива. Планировалось, что киевский проект получит большой размах - будет закуплен новый подвижной состав, построены транспортные развязки и вокзалы. Как водится у нас в стране, под него даже было создано специальное государственное предприятие - Дирекция по строительству и управлению национального проекта "Воздушный экспресс". Именно это предприятие и подписало контракт с китайским Экспортно-Импортным банком.

Сумма кредита должна была составить 372 млн долл. Проект должны были завершить в 2015 году. Но, как известно, проект "Воздушного экспресса" так и остался "воздушным замком". Были получены лишь два транша займа в размере 52 млн долл., выделенные в 2013 году. За эти деньги должен был быть разработан проект и произведен выкуп земельных участков. Проектно-сметную документацию для "Воздушного экспресса" должна была разрабатывать китайская компания - China Machinery Engineering Corporation (CMEC). Кстати, подрядчиком для выполнения строительных работ также могла стать компания из Поднебесной - China Railway International Group (CRECGI), дочерняя компания China Railway Engineering Corporation (CRECG). Последняя считается в Китае (да и во всем мире) одним из лидеров в реализации инфраструктурных проектов в ж/д отрасли.

Однако до строительства дело так и не дошло. "Целевое" использование выделенных средств еще на этапе проектирования вызвало много вопросов. В частности, правоохранителями были выявлены масштабные махинации с выкупом земли.

Позже украинские власти пытались договориться о перераспределении кредитных средств на другие инфраструктурные проекты в столице - например, достройку Подольско-Воскресенского моста и строительство метро в сторону жилмассива Троещина. Но эти попытки не увенчались успехом и в конечном итоге украинская сторона официально проинформировала китайцев об остановке проекта. "Потери бюджета – 50 млн долларов, из которых 20 млн долларов украдено предыдущим руководством ГП "Воздушный экспресс", - заявлял ранее замминистра инфраструктуры Украины Виктор Довгань.  "Мы заплатили кредит 50 млн долл. и ведем переговоры относительно возвращения комиссии и страховки Sinosure (Китайская корпорация по страхованию экспортных кредитов. - ЦТС) в размере 30 млн долл. То есть китайцы нам должны", - уточнил в комментарии ЦТС В. Довгань, находящийся сейчас в составе украинской делегации в Шанхае на выставке China International Import Expo 2018.

Отметим, что спустя 7 лет за реализацию проекта (за гораздо более скромные средства и с меньшим размахом) взялась "Укрзализныця". Но это уже не "Воздушный экспресс", а совсем другая история, удачное завершение которой мы, вероятно, увидим уже в этом году.

2299cda87a2af69fb93be00f6d0c7b8d  

Мегапорт

Еще один прожект со времен президентства В. Януковича, тесно связанный с китайскими инвестициями, - проект крупного глубоководного морского порта в Крыму. То, что бизнесмен Ван Цзин (на тот момент более известный в телекоммуникационном бизнесе) намеревался вложить в него 3 млрд долл., выяснилось в 2013 году. Кстати, перед этим он, собственник Beijing Interoceanic Canal Investment Management (BICIM), прославился заявлением вложить 50 млрд долл. в судоходный канал в Никарагуа, который должен был стать альтернативой Панамскому каналу. Однако его, судя по всему, постигла та же участь, что и проект крымского порта.

Последний тоже должен был стать альтернативой - для перераспределения грузовых потоков из Азии в Европу. Строительство должно было начаться в 2014 году. Проектные глубины нового порта должны были превзойти глубины всех украинских портов и достигнуть 25 м.

Однако эксперты и бизнес с самого начала скептически отнеслись к такой идее, особенно учитывая заявленную расчетную мощность порта в 140 млн тонн в год, - за исключением зерновых терминалов, загруженность украинских портов была далеко не полной. Реалистичности ей могли бы придать административные меры со стороны властей Китая, которые придерживаются концепции "китайские товары - через китайские порты".

Читайте также: Новый Шелковый путь: Китайский мегапроект теряет конкретику и актуальность для Украины

Стоит также отметить, что вывоз грузов из несостоявшегося порта на континентальную часть Украины железнодорожным портом был бы затруднен - транспортная сеть Автономной Республики явно не была рассчитана на подобные нагрузки. Доставка товаров в новый порт либо из него потребовала бы серьезных вложений в расширение ж/д инфраструктуры.

Однако дальше разговоров о глубоководном порте в Крыму дело не пошло. К тому же, в эти планы внесла коррективы и аннексия Крыма Россией. Уже в 2016 году посол Украины в Китае Олег Демин заявил, что Китай якобы провел изыскательные работы и имеет конкретные планы по строительству глубоководного порта на материковой Украине. Больше о проекте ничего слышно не было.

Зато телекоммуникационная группа Ван Цзина Xinwei не забыла об Украине и даже пыталась наладить совместно с компанией "Мотор Сич" производство в Китае двигателей для самолетов и вертолетов. Этот проект также мог бы войти в нашу подборку пока нереализованных китайских инициатив, если бы его не вытеснил другой авиационный провал.

69_main

Серийное производство "Мрии"

Новость о том, что крупнейший в мире транспортный самолет Ан-225 "Мрия" могут начать собирать в Китае, вызвала в 2016 году бурю негодования. Дело в том, что сначала в СМИ появилась информация о том, что китайской стороне будут переданы чертежи, сертификация "Мрии", а также право собственности на самолет. Некоторые издания, ссылаясь на непроверенные данные, сообщали, что проект транспортника и вовсе продадут китайцам.

На самом деле поводом для спекуляций послужило соглашение о сотрудничестве, подписанное "Антоновым" и китайской Aerospace Industry Corporation of China (AVIC). Оно предполагало, что украинское госпредприятие сначала достроит для AVIC второй экземпляр "Мрии", а затем компании наладят совместное серийное производство Ан-225. При этом было договорено, что условия последнего будут позже прописаны в отдельном документе.

Других подробностей потенциальной сделки участники разглашать не стали, однако некоторые подробности внесло Центральное телевидение Китая, журналисты которого якобы выяснили, что вторая "Мрия" должна быть выпущена в 2019 году, а сами переговоры велись до этого в течение нескольких месяцев. Гораздо позже, когда споры вокруг вопроса поутихли, в "Антонове" опровергли информацию о намерении передать AVIC интеллектуальную собственность на Ан-225.

Но вскоре об этой инициативе забыли и Ан-225, как известно, по сей день существует в единственном экземпляре, который был построен в 1984-1988 годах. Второй образец собран лишь частично.

Еще раньше, в 2014 году, принять участие в инвестпроекте по достройке, производству и эксплуатации "Мрии" Украина предлагала японским инвесторам, однако предложение не заинтересовало представителей Страны восходящего солнца.

Кстати, в вопросе авиации стоит упомянуть и намерение китайской CCCC First Highway Engineering Co Ltd (CFHEC) инвестировать 10 млн долл. в строительство ВПП житомирского аэропорта. "Если этот проект удастся воплотить в жизнь, то Житомир реально будет претендовать на приход лоукостеров", - говорил в 2017 году мэр областного центра. Но пока лоукостеров над житомирским небом не видели.

836932_900  

Мост и легкое метро в Кременчуге

Сразу скажем, что вероятность того, что этот проект будет реализован, сохраняется. Однако долгое отсутствие подвижек превращает его в, как минимум, в долгострой - если, конечно, так можно выразиться о том, что еще не начинало строиться.

Итак, разработкой проекта объезда Кременчуга с мостом через Днепр в начале 2017 года занялась China Road and Bridge Corporation (CRBC). Как сообщал тогда глава Минэкономразвития Степан Кубив, через эту компанию Украина сможет привлечь финансы Эксимбанка Китая. Того самого, с долгами перед которым по "Воздушному экспрессу" Киев только недавно рассчитался. Необходимой суммой Кубив назвал 300 млн долл.

Читайте также: Как отличить китайцев: Какие инвесторы из КНР готовы вложиться в инфраструктуру Украины

Новый мост через Днепр в Кременчуге действительно нужен, ведь право- и левобережную части четвертьмиллионного города соединяет единственный мост, находящийся в центральной части Кременчуга. Построенный в 1949 году, он состоит всего из двух полос, и при этом по нему проходят две дороги государственного значения.

Меморандум о сотрудничестве в проектировании нового моста с китайской компанией подписал глава "Укравтодора" Славомир Новак. По его словам, строительство моста в пригороде Кременчуга позволило бы перенаправить подальше от центра транзитный трафик, уменьшить загазованность и упростить соединение частей города, находящихся на разных берегах Днепра. Для этого старый мост будет переоборудован с возможностью запуска по нему легкого метро в будущем.

Ровно год назад в колонке на ЦТС Виктор Довгань писал, что "по этому мосту мы уже, фактически, едем". Тогда он проинформировал, что китайская сторона уже разработала предварительное ТЭО строительства, а Служба автомобильных дорог в Полтавской области разработала государственный инвестиционный проект по данному объекту.

6 ноября текущего года стало известно, что на данный момент достигнута договоренность о том, что китайская сторона предоставит Украине проект кредитного соглашения относительно строительства мостового перехода. "Проект согласован Эксимбанком КНР. Проект кредитного соглашения должно предоставить Министерство коммерции Китая", - уточнил ЦТС Виктор Довгань

most-novyiy-610x366  

Автодорожные тендеры

В сфере дорожного строительства к китайским компаниям в Украине также есть вопросы - пока некоторые из них зарекомендовали себя на самым лучшим образом. За последний год на слуху оказались сразу два случая невыполнения подрядчиками из КНР работ по ремонту и строительству автодорог.

Так, в мае глава "Укравтодора" Славомир Новак высказал недовольство по поводу того, что Sinohydro Corporation, которая выиграла тендер на реконструкцию объездной дороги Житомира, не спешила приступать к выполнению работ. Сам Новак уже имел негативный опыт сотрудничества с китайскими дорожными строителями в Польше, где те накануне Евро-2012 не выполнили условия контракта по автобану Варшава-Лодзь.

Согласно договору, строительство расширенной бетонной объездной дороги Житомира стоимостью около 42 млн евро финансируется за счет кредита ЕИБ и ЕБРР и должно быть закончено до 2020 года. Соответствующее соглашение Sinohydro Corporation и "Укравтодор" подписали в ноябре прошлого года. Однако по состоянию на май 2018-го работы так и не были начаты, и это всерьез обеспокоило Госагентство автомобильных дорог Украины. Новак заявил, что если "расшевелить" подрядчика не удастся, то расторжения контракта стоит ожидать уже к концу года.

original

Вероятно, угроза Новака подействовала, ведь к концу июня Sinohydro Corporation все же пригнала под Житомир технику и начала подготовительные работы, однако позже в "Укравтодоре" все равно отметили существенное отставание от графика.

Всего, по словам Новака, в этом году китайские компании участвуют в трех проектах "Укравтодора". Кроме Житомира, это также участок трассы М03 в Полтавской области и М12 - в Хмельницкой. Исполнителю работ по М12 (Стрый-Тернополь-Кировоград-Знаменка) также грозит расторжение сделки, и тоже - из-за неудовлетворительного темпа работ. Как отметили в Мининфраструктуры в начале октября, этот проект является частью имиджевого для Украины проекта GО Highway, так что критически важно, чтобы он был завершен вовремя.

Подрядчиком этого проекта, предусматривающего ремонт с повышением уровня безопасности, летом прошлого года стала Xinjiang Communications Construction Group. Сума контракта составила 38,5 млн долл., срок выполнения работ - 18 месяцев. Однако, учитывая промедление в их выполнении, МИУ подумывает над тем, чтобы отобрать контракт у недобросовестного исполнителя. Его судьба будет решаться уже в этом месяце.

Читайте также Новый Шелковый путь: Китайский мегапроект теряет конкретику и актуальность для Украины