В этом году "Укрзализныця" может похвастаться реализацией нескольких инфраструктурных проектов. Среди них - завершение строительства нового Бескидского тоннеля, которое длилось почти 5 лет; запуск ж/д сообщения с аэропортом Борисполь, которое удалось наладить в очень сжатые сроки; электрификация участка Потоки-Золотнишино, разговоры о котором велись уже не первый год.

Железнодорожный экспресс в аэропорт - проект имиджевый: кто-то видит в нем предвыборный PR-ход, но сложно отрицать, что в современном мире нормальное ж/д сообщение столицы и ее аэропорта - это норма.  Два других упомянутых проекта призваны ликвидировать "узкие места" в грузоперевозках: в первом случае для всех грузов, идущих в направлении ЕС через Закарпатье; во втором - для одного, но крупного грузоотправителя. Но что же дальше? Какие проекты может и должна реализовать "Укрзализныця" в ближайшее время, в которых остро нуждается бизнес, пассажиры и страна в целом?

Север

Несмотря на то, что за последние 10 лет железные дороги потеряли существенную часть транзита, при любом удобном случае чиновники продолжают акцентировать внимание на выгодном географическом положении нашей страны и необходимости использовать это в свою пользу. В частности, речь идет о развитии коридора "Балтийское море - Черное море".

Для модернизации этого коридора необходимо электрифицировать участок Бердичев - Житомир - Коростень - Госграница (Республика Беларусь). В УЗ уже разработали технико-экономическое обоснование, которое учитывает существующий пассажиро- и грузопоток, а также перспективы по увеличению транзитных перевозок.

По ТЭО также получен положительный экспертный отчет и проект распоряжения Кабмина "Об одобрении ТЭО", проводится работа по его утверждению. Длина участка, который необходимо электрифицировать - 215 км. Стоимость реализации проекта: 138,4 млн евро, срок реализации - 6 лет. Электрификация ж/д коридора должна послужить привлечению международных транзитных грузов для осуществления перевозок по территориям Украины и Республики Беларусь в направлении Европа-Азия через Балтийское, Черное и Каспийское моря.

Юг

Направление в сторону черноморских портов является для железной дороги одним из ключевых - вопрос вывоза экспортного зерна часто поднимается на правительственном уровне.

Для того, чтобы решить вопрос с пропуском грузов в направлении Одессы, Херсона и Николаева, как известно, предлагается электрифицировать участок Долинская-Николаев-Колосовка. Общая стоимость проекта оценивается в 360 млн евро, средства будут выделены ЕИБ и ЕБРР. Часть средств на проект направит УЗ.

Проектом предусмотрено строительство второго пути протяженностью 254 км, электрификация и модернизация систем сигнализации и связи на направлении Долинская-Николаев-Колосовка, что, в свою очередь, позволит увеличить уровень пропускной способности этого направления. Скорость движения на участке удастся повысить на 20-25 %, что должно уменьшить время доставки грузов и снизить эксплуатационные расходы.

Согласно проекту финансового плана АО "Укрзализныця", в 2019 году на реконструкцию участка Долинская-Николаев будет выделен 1,6 млрд грн. Как ранее заявил руководитель УЗ Евгений Кравцов, работы по электрификации линии стартуют уже в марте предстоящего года.

Проект предусматривает две фазы реализации: работы на направлении Долинская-Николаев (эксплуатационная длина 148 км) запланированы с марта 2019 по май 2023 года, на направлении Николаев-Колосовка (105 км соответственно) - с июня 2019 по октябрь 2021 года.

Запад

В этом году "Укрзализныця" продолжила расширять географию своих маршрутов и пассажирских поездов в направлении стран ЕС. В частности, был запущен поезд "Четыре столицы", маршрут которого проложен из Киева через Минск в Вильнюс и Ригу. Под конец года стал реальностью поезд Мукачево-Будапешт, перевозка пассажиров в котором осуществляется подвижным составом венгерской ж/д компании MÁV START, а УЗ построила платформу на мукачевском ж/д вокзале в том месте, куда доходит евроколея.

Запущен поезд Львов-Перемышль, который будет курсировать в течение года в дни повышенного пассажиропотока.

Уже летом 2019 года обещают еще один поезд в Польшу - Люблин-Львов. Для реализации проекта рассматриваются несколько вариантов, в том числе и строительство новых путей. Участок длиной в 50 км может обойтись недешево: ранее глава УЗ Евгений Кравцов говорил о том, что "перешивка" одного километра железной дороги с украинского стандарта 1520 мм на евроколею (1435 мм) будет стоить около 8-10 млн гривен, а строительство - около 150 млн гривен.

Но, это пока, скорее, фантазия - на следующий год в финансовом плане УЗ средства на реализацию этого проекта не заложены. Менее амбициозным, но менее важным проектом могло бы стать продление 500 м евроколеи до вокзала в Мукачево. Тем более, что в "Укрзализныце" уже неоднократно заявляли, что хотят превратить этот закарпатский город в ж/д хаб с прицелом на развитие сообщения с такими странами как Словакия и Чехия. Если такие планы действительно хотят претворить в жизнь, то пассажирам было бы куда удобнее делать пересадку на поезда в направлении ЕС непосредственно на вокзале, а не на платформе в полукилометре от него.

Восток

Еще один важный проект - строительство ж/д ветки для Луганской теплоэлектростанции в Счастье. И дело тут уже не в торгово-экономических отношениях, а в обеспечении потребностей населения.

Суть проблемы заключается в том, что после блокады железнодорожных перевозок ТЭС оказалась отрезанной от основной ж/д сети "Укрзализныци". Сообщение с НКТ было прекращено по решению СНБО, а линия Кондрашевская-Новая - Лантратовка, по сути, превратилась в тупиковую. В 2017 году выдвигалось предложение соединить эту ветку со станцией Сватово, что разрешило бы вопрос логистики, но проект не согласовало МИУ.

Поставки антрацита стали выполнять с шахт группы, расположенных на территории РФ. Уголь начали завозить из Шахтного управления "Обуховская" в Ростовской области через погранпереход Лантратовка-Выстрел, что удлинило логистику на несколько сотен километров. А в октябре текущего года РЖД не подтверждала отгрузку угля в адрес Луганской ТЭС из-за отсутствия квот. В итоге, с ноября поставки угля с территории РФ частично возобновили. Но, в любом случае, постоянная зависимость от российской стороны ставит под вопрос обеспечение 1 млн жителей Луганской области электроэнергией.

С учетом того, что у правительства и УЗ есть успешный опыт реализации стратегических проектов в краткие сроки (например, строительство железной дороги в аэропорт Борисполь), достроить 30 км железнодорожного пути до станции Сватово в ближайшие год-два было бы вполне реально. Это позволило бы доставлять на станцию антрацит, импортируемый через украинские порты, или украинский газовый уголь. В самой ДТЭК уже не раз заявляли, что, как только будет инициировано строительство железнодорожной ветки, энергохолдинг начнет работы по переоборудованию блоков ТЭС на газовый уголь.

Читайте также 10 стартапов для "Укрзализныци": дроны, доставка еды и поиск попутчиков с вокзала