2013 год оказался небогат на сделки на транспортном рынке. Падение ВВП, рецессия практически во всех отраслях промышленности, низкая платежеспособность внешних рынков и отсутствие реальных реформ во многих отраслях  совсем не способствовали росту грузо- и пассажиропотоков. И едва ли вселяли в инвесторов надежду на улучшение ситуации в будущем.

Одной из основных причин их низкой активности стала также проблема заемных капиталов. Дефицит оборотных средств не позволял оплачивать необходимые покупки, например, обновление основных фондов, из текущих доходов. Прежде всего, это можно сказать об «Укрзализныце», которая в очередной раз провалила программу закупки вагонов, правда, сумев привлечь заемные средства на относительно выгодных условиях. Инвестиционный темп на рынке подвижного состава задавали скорее частные операторы, которые за год приобрели около 5 тыс.  вагонов. Но в силу дробленого характера закупок на статус сделки года никто из них претендовать не может.

Читайте также Global Ports и НКК: какая роль украинского терминала в большой игре российских операторов

В свою очередь высокая стоимость «длинных» денег, необходимых при реализации долгосрочных транспортных проектов, исключала возможность широкого выбора объектов для инвестирования в качестве стратегических активов. Наиболее привлекательные из них оказались в портовой отрасли: год ознаменовался несколькими громкими покупками. Это связано прежде всего в начатыми в прошлом году реформами, форпостом которых стал Закон о морских портах. Похоже, бизнес поверил в то, что именно здесь есть возможность выгодно разместить капиталы. Шагом навстречу инвесторам стали обещания скорых концессионных конкурсов, которые позволят построить новые терминалы, и либерализация тарифной политики в портах.

Покупка российской группой Global Ports «Национальной контейнерной компании» (РФ), в число приобретаемых активов вошел трехлетний опцион на 50% «Контейнерного терминала Ильичевск» (Ильичевск, Украина). Стоимость – 60 млн долл.

В мае группа GlobalPorts – один из крупнейших российских портовых операторов – рассказала о своем интересе к поглощению конкурента, «Национальной контейнерной компании» (второй в РФ контейнерный оператор по грузообороту). Уже в сентябре сделка была закрыта: GP выкупила НКК за 291 млн долл. и 18% собственных акций (еще 361 млн долл. исходя из капитализации на тот момент). Опцион на 50% КТИ прописан в контракте отдельно, так как является личной собственностью акционеров, а не входит в структуру НКК, было сказано в пресс-релизе.

В Украине это стало первым случаем рыночной оценки актива в портовой отрасли. Публичных компаний в ней до сих пор нет, значительная доля в операциях по перевалке приходится на государственные терминалы.

Контейнерный терминал в Ильичевске стал частью публичной рыночной сделки почти случайно. Хоть он и появился в Украине как «дочка» НКК еще в 2005 году (называясь тогда «Укртрансконтейнером»), но в 2012 возникли слухи о появлении в структуре акционеров предприятия украинских собственников. Процедура  сомнительной прозрачности по возвращению теперь уже «Контейнерного терминала Ильичевск» к сотрудничеству с госпортом в Ильичевске через суд после более чем двухлетнего простоя только подтвердила эту версию. Также как и тот факт, что акционеры НКК, избавляясь от своих контейнерных активов, выставили на продажу только 50% ильичевского терминала.

Как бы то ни было, но опцион еще должен быть реализован. Участники рынка и эксперты скептичны как в отношении рыночной обоснованности названной оценки, так и насчет того, что выкуп вообще состоится. Развитие событий будет диктовать инвестиционный климат и рыночная конъюнктура.

Размещение «Укрзализныцей» евробондов на 500 млн долл.

В мае госадминистрация железнодорожного транспорта «Укрзализныця» дебютировала на рынке еврооблигаций. Компания разместила пятилетние евробонды на сумму 500 млн долл. по ставке 9,5%, что оказалось немного хуже запланированных показателей. Изначально ожидалось привлечь 750 млн долл. под 9%, но инвесторы оказались не готовы предоставить такую сумму под столь низкий процент. Если бы эмитент согласился на повышение ставки, удалось бы привлечь и 600 млн (такой оказалась сумма всех размещенных заявок). Но процент и так достаточно высок как для госкомпании-монополиста, сообщили эксперты, сравнивая итоги размещения с выпусками других компаний на схожих условиях.

В целом аналитики назвали выпуск вполне успешным. Особенно с учетом того, что это первый выход «Укрзализныци» на рынок евробондов и она пока только на пути к финансовой прозрачности. В начале этого года впервые была опубликована финансовая отчетность монополиста по международным стандартам, и как эмитент железная дорога еще плохо знакома инвесторам.

Главной целью выпуска называлось привлечение беззалогового финансирования без гарантий государства, и с этой точки зрения «Укрзализныця» успешно справилась с задачей. Одним из направлений использования средств должна была стать закупка подвижного состава. Но так как программу обновления парка госадминистрация снова провалила, с большей уверенностью можно сказать, что привлеченная сумма была потрачена на реструктуризацию задолженности и погашение кредитов, привлеченных ранее под более высокий процент.

В ноябре в госадминистрации объявили, что ведут подготовку к повторному выпуску евробондов уже в 2014 году. Ведомство рассчитывает на этот раз привлечь сумму свыше 500 млн долл.

Поглощение авиаперевозчиком «МАУ» хендлинговой компании «Свиспорт Украина». Стоимость пакета в 70,4% по решению суда - 433 тыс долл., рыночная стоимость, по оценке Swissport – 25-30 млн долл.

Получение компанией «МАУ» контроля над СП «Свиспорт Украина», ведущим хендлинговом операторе столичного аэропорта Борисполь, могло бы претендовать и на место в рейтинге самых громких скандалов года. Весь год представители швейцарской Swissport и украинской «МАУ», которые в 2006 году создали СП «Свиспорт Украина», обменивались взаимными обвинениями и претензиями - в рейдерстве с одной стороны и в давлении на украинскую систему правосудия с другой. Клубок конфликта завязался в связи с решением суда в марте этого года, которое по иску «МАУ» разрешило ей выкупить долю партнера по СП за 433 тыс долл. Поводом для обращения в суд стали попытки Swissport размыть долю «МАУ» в хэндлинговой компании (версия авиаперевозчика). Швейцарцы же считают, что спор зародился из-за несогласованности взглядов партнеров на дальнейшее развитие совместного бизнеса. Которые украинский суд разрешил, на их взгляд, излишне радикально и несправедливо: с учетом сделанных вложений иностранный инвестор оценил свою долю в 25-30 млн долл.

На конец года неизвестно, чем закончится противостояние бывших партнеров. 2 октября Высший хозсуд Украины отменил решения предыдущих судов, в результате которых МАУ стала собственником "Свиспорт Украина" (компания планировала развивать ее под собственным брендом «Интеравиа»), и направил дело в суд первой инстанции на пересмотр. Теоретически это дает шанс Swissport вернуть свою часть в СП. В МАУ посчитали, что в дело вмешались европейские чиновники.

Агрохолдинг Олега Бахматюка «Укрлэндфарминг» купил участок в 68,6 га в порту Южном под строительства портового терминала. По оценке «ЦТС-Консалтинг», стоимость сделки – 18-22 млн долл.

В марте из проспекта эмиссии еврооблигаций «Укрлэндфарминга» стало известно о том, что в начале года компания приобрела контроль над прибрежным земельным участком площадью 68,6 га в Малом Аджалыкском лимане в районе порта Южный. В том же документе было сказано, что группа намерена использовать его для строительства портового терминала. Позже в интервью Forbes Олег Бахматюк фактически подтвердил эту информацию. Сумма сделки нигде не оглашалась.

По расчетам ЦТС-Консалтинг, диапазон стоимости такого участка может составлять около 18-22 млн долл. Подсчеты основываются на данных о стоимости выкупа земельных участков на территории Индустриального парка – проекта, реализуемого группой компаний ТИС в порту Южный.

По расчетам ЦТС-Консалтинг, диапазон стоимости участка Укрлендфарминг в порту может составлять около 18-22 млн долл.

Как рассказал Бахматюк, строительство терминала мощностью 5-6 млн тонн будет вестись совместно с инвестором, который пока не найден, хоть строить планируют начать уже в марте-апреле 2014. Сложности в поиске инвестора связаны с отсутствием ликвидного внешнего ресурса, а внутренний очень дорогой, объяснил бизнесмен.

Читайте также У Бахматюка рассказали о планах в порту "Южный", экспорте и логистике

Основным назначением терминала должен стать экспорт продукции холдинга. В 2013-2014 годах "Укрлэндфарминг" собирался построить три силосных комплекса в Хмельницкой, Винницкой и Черниговской областях с проектной мощностью 312 тыс. тонн каждый и возможностью их расширения до 500 тыс. тонн. На начало этого года мощности хранения группы составляли 1,126 млн тонн (из них сертифицированы - 626 тыс. тонн, а 500 тыс. тонн - в процессе сертификации). По данным самой компании, в 2012 году она была шестым по величине экспортером зерновых из Украины. В 2012 через  дочернюю ULF Trade AG было экспортировано 1,184 млн тонн зерна.

Louis Dreyfus и «Бруклин-Киев» объявили о создании СП для управления зерновыми терминалами в Одесском порту мощностью 4,5 млн тонн. Сумма сделки не оглашалась, стоимость проекта по созданию мощностей – 125 млн долл. (60 млн может профинансировать ЕБРР).

Слухи о том, что глобальный трейдер Louis Dreyfus приобрел зерновой бизнес одесской «Бруклин-Киев», курсировали на рынке с начала лета. Кроме зернового, «Бруклин-Киев» оперирует в Хлебной гавани Одесского порта также причалами по перевалке контейнеров, металлопродукции и рудных грузов. Информация частично подтвердилась в октябре: стороны объявили о  создании СП  для развития и управления зерновым терминалом в Одессе.

По информации источников ЦТС, речь все же шла о покупке миноритарной доли пакета "Бруклин Киев" под гарантии грузопотока со стороны Louis Dreyfus Commodities, ведущего экспортера зерна среди иностранных компаний по итогам 2012 года. Официально глава «Бруклин-Киев» Юрий Губанков сообщил о том, что тесное сотрудничество между партнерами вплоть до вхождения Louis Dreyfus в состав акционеров компании – это лишь рассматриваемая возможность.

Одновременно с заявлением о появлении нового партнера 22 октября «Бруклин-Киев» запустила первую очередь нового зерноперегрузочного комплекса в Одессе, строительство которого осуществлялось совместно с Одесским портом. Собственно, именно под этот проект собственники компании и искали партнера и инвестора. На первом этапе емкость терминала составит 70 тыс. тонн. Всего строительство предусматривает три этапа, по окончании которых комплекс будет состоять из 33 емкостей на 241 тыс. тонн зерна. Также предусмотрен причал длиной 254 метра с глубиной у причальной стенки 13,5 м, что позволит грузить зерно на суда класса panamax грузоподъемностью до 60 тыс. тонн.

Годовая проектная мощность комплекса – 4,5 млн тонн зерна в год. Объем инвестиций составляет 125 млн долларов, из которых 95 млн долларов, по проекту,  - средства инвесторов. 17 декабря пресс-секретарь ЕБРР Антон Усов сообщил, что совет директоров банка одобрил выделение 60 млн долл. кредита под данный проект, причем уже до конца 2013 года.