Хотели стать независимыми от украинских комплектующих, а в результате подсели на иголку Запада, приблизительно так рассуждают сейчас некоторые российские эксперты о возможных экономических санкциях в отношении России, которые могут коснуться и авиапрома.
Тревожные звонки уже есть: канадская компания Bombardier откладывает запуск производства в России и продаже самолетов на сумму 3,4 миллиарда долларов. Как заявил Bloomberg гендиректор корпорации Пьер Бодуан, при введении Канадой в отношении России санкций, Bombardier будет вынуждена их соблюдать.
Читайте также Взлет против ветра: с кем кроме России Украина может создавать самолеты
Внезапные холода Напомним, ранее российская госкорпорация "Ростехнологии" сообщала о совместных планах с Канадой организовать в Ульяновской области сборку самолетов Bombardier Q400. Для этого планировалось построить новый завод, который обещали запустить уже в этом году. Российская сторона рассчитывала получить от Bombardier Aerospace технологию производства, конструкторскую документацию и права интеллектуальной собственности. Уже с 2015 года в России могли локализировать сборку самолетов, а с 2016 года – компонентов планера. Отметим, что региональный турбовинтовой Q400 – конкурент украинскому Ан-140.
Российские чиновники стараются демонстрировать спокойствие: мол, никакой угрозы нет, обойдемся своими силами. Так, вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что возможной отменой договора о совместном производстве с Bombardier он даже доволен. "Свои самолеты надо делать. Спасибо смышленным канадцам, что избавили нас от необходимости выставить их за дверь", – критичен чиновник. Рогозин говорит о том, что из ситуации можно извлечь выгоды: российский авиапром начнет разрабатывать и строить собственную современную конкурентную технику.
Впрочем, на это нужно много времени и средств, даже имеющиеся наработки в основном находятся далеко не на финальной стадии. Да и серийное производство самолетов в России как таковое отсутствует: при потребности в сотнях штук производятся десятки. Рогозин предложил реанимировать заброшенные проекты КБ Ильюшина – турбовинтовой региональный лайнер Ил-114 и транспортный Ил-112. Но как сообщил замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь, организация производства Ил-114 займет 3-4 года, по поводу же Ил-112 и вовсе "идут дискуссии с Минобороны".
А на фоне сделанных уже Россией огромных финансовых влияний в разные разработки, подобные заявления звучат еще менее убедительно. Скажем, только на запуск программы по выпуску Ан-148 на мощностях воронежского авиазавода было потрачено почти 25 миллиардов рублей, из которых более 18 миллиардов выделила "Объединенная авиационная корпорация". И ведь средства в совместные с Украиной проекты все вкладывались и вкладывались. В десятки миллионов рублей обошлась разработка Национальным институтом авиационных технологий и ЗАО "Казанский Гипронииавиапром" проекта строительства нового завода для производства Ан-70. В само строительство собирались инвестировать 19 млрд. рублей. Завод "Авиакор" для увеличения объема производства Ан-140 планировал потратить на модернизацию 45 миллионов долларов.
Сама по себе разработка "Суперджета" обошлась России более чем в два миллиарда долларов. Специалисты отмечают, что даже по самым скромным подсчетам доля импортных материалов и сырья для производства лайнера составляет около 60%. Значительная доля двигателей самолёта SaM-146, который собирают в России, тоже импортная, в том числе и "сердце двигателя" – газогенератор.
Вполне очевидно, что развернуть производство всех необходимых авиационных компонентов на своих мощностях Россия быстро не способна. Иначе сделала бы это ранее. Попытки замещения импорта своими аналогами имеют место, но о том, что бы полностью отказаться от покупки иностранных компонентов, нет и речи.
Запад может оказаться куда менее сговорчивым, чем Украина. И если авиакомпоненты продавать России запретят, то это станет серьезным ударом по российским авиакомпаниям
Так, в конце 2012 года удалось полностью из российских комплектующих собрать двигатель ВК-2500 для вертолетов Ка-52 и Ми-28. Это – российская версия двигателя ТВ3-117ВМА разработки украинских конструкторов. Ранее основная часть деталей для ВК-2500 покупалась у "Мотор Сичи". И все же для своих вертолетов Россия собирает лишь незначительную часть двигателей. Пока говорят о возможностях собрать 50 штук ВК-2500 в год, в дальнейшем на территории России должны выпускать около 300 двигателей в год. Потребности же в них куда большие.
Есть что вспомнить Зависимость от политики и международных отношений беспокоит многих российских экспертов и руководителей предприятий. Гендиректор научно-производственного предприятия "Аэросила" Сергей Сухоросов выражал сомнения в том, что на практике выйдет купить у европейских разработчиков технологии с тем, что бы потом обеспечить и свой авиапром, и составить конкуренцию американским производителям. В частности, в интервью журналу "Двигатель" он прокомментировал намерение "Ростеха" развить у себя "компетенцию вспомогательной силовой установки".
"Очень занятная комбинация: Россия дает деньги зарубежному разработчику, чтобы он разработал ВСУ и помог выйти на рынок c предложениями к Boeing и Airbus. С какой стати фирме вдруг захочется 100 % локализацию отдать в Россию? А уж мечты о полной конфигурации, переданной заводупроизводителю, чтобы заводские технологи на свой страх и риск что-то меняли в фирменной конструкции, которую при этом разработчик признал бы за свою – это уже какая-то совсем не научная фантастика", – сказал Сухоросов. И добавил, что осложнение отношений с Евросоюзом может привести к тому, что в России останется серийное производство без сопровождения разработчиком и европейских комплектующих.
Впрочем, сами производители пока надеяться на то, что все обойдется, и сотрудничество будет идти как и прежде. Глава "Мотор Сичи" Вячеслав Богуслаев даже поразил журналистку "Московского Комсомольца" тем, что отмечал значительное улучшение отношений украинских авиастроителей с их российскими партнерами в последнее время, словно никаких осложнений и быть не может. "Я очень благодарен таможенным комитетам России и Украины, которые сделали для нас специальное окно. Оно действует для всех предприятий России и Украины, которые работают по авиационной тематике. Таможенные войны, когда сыр или конфеты куда-то там не пускали, к нам не имели никакого отношения", – сказал Богуслаев.
Запад может оказаться куда менее сговорчивым, чем Украина. И если авиакомпоненты продавать России запретят, то это станет серьезным ударом по российским авиакомпаниям, которые большей частью эксплуатируют лайнеры западного производства. Ведь тогда возникнут сложности с покупкой запасных деталей для существующего флота.
Интересно, что еще лет 15 назад канадцы сами говорили российским партнерам, что возможные санкции можно будет обойти. В Pratt&Whitney Canada, подразделении американского производителя двигателей, говорили: будут проблемы с Америкой – купите двигатели через третьих лиц. Но на практике можно отметить возникшие сложности с этим партнером. Ведь из-за войны между Россией и Грузией американцы приостановили сотрудничество с РФ, установка двигателей PW127TS на вертолеты Ми-38 оказалась под угрозой. Как в 2010 году отмечал тогдашний гендиректор "Вертолетов России" Андрей Шибитов, в результате выход Ми-38 на мировой рынок задержался на полтора года.
Всю жесткость санкций на себе давно ощутил Иран, авиакомпании которого таким образом утратили возможность ремонтировать самолеты западного производства. Санкции против иранской авиационной индустрии сняли лишь недавно, и в Тегеране заговорили о возвращении к полетам в составе национального воздушного флота значительной части самолетов, которые вынужденно не использовались.
С другой стороны, былые объемы сотрудничества тех же США и Ирана уступают тем, которые сейчас есть у США с Россией. Так что взаимную заинтересованность бизнес-структур и их лобби недооценивать не стоит. И если в случае с Bombardier речь идет о планах, которые только предстоит реализовать, то у Boeing и "Ростеха" уже несколько лет есть совместное предприятие. Завод на территории Свердловской области занимается черновой механической обработкой титановых штамповок для американских лайнеров. Так что в случай чего, здесь уже убытки будут не гипотетические.