Морские перевозки по-прежнему остаются на втором месте в Европе в секторе перевозок на короткие расстояния (вслед за автомобильным транспортом), несмотря на его экологическое преимущество и перегруженность европейских дорог. С 2001 года Европейский союз проводил политику, направленную на то, чтобы перенаправить как можно больше грузов с автомобильного на другие виды транспорта. Однако доля морских перевозок на рынке остается неизменной.

Медленный процесс Около 45% товаров внутри Европейского Союза перевозятся автотранспортом, и только около 40% по морю. На железнодорожный и речной транспорт приходится остальная часть рынка.

"Переход на экологически чистый вид транспорта является одним из приоритетов европейской транспортной политики. Но цели еще не достигнуты", – считает Эрик Банель, генеральный делегат Ассоциации французских судовладельцев.

В то же время, Антидиа Ситоре, из неправительственной организации Surfrider (занимается защитой побережья), утверждает: "Несмотря на определенные недостатки, морской транспорт является самым чистым с точки зрения выбросов CO2".

Читайте также Какие железнодорожные проекты ЕС реализует в Центрально-Восточной Европе

Стагнацию морского транспортного сектора можно объяснить через структурные изменения ЕС. Так, Жан-Мари Миллур, из Центра содействия морским перевозкам на коротких дистанциях (Франция), считает, что "стагнацию морского транспорта сектора следует рассматривать вместе с расширением ЕС на континентальную часть Европы и страны, которые в большинстве не имеют выхода к морю".

В этом контексте, тот факт, что морской транспорт сохранил свою долю на рынке, можно рассматривать как относительный успех европейской политики.

"Сегодня путь груза из одной европейской страны в другую в административном плане также сложен, как и путешествие из Европы в Китай".

Среди проблем, с которыми сталкивается сектор морских перевозок на коротких расстояниях, – это его низкий приоритет в политической повестке дня. "К сожалению, морской транспорт не на самых высоких позициях в списке политических приоритетов", – утверждает Жан-Мари Миллур. При этом он добавляет, что "большинство европейских субсидий транспортной инфраструктуры поглощаются железнодорожном сектором".

Внешние издержки Автомобильный транспорт по-прежнему лидирует в перевозках грузов в ЕС. Данный сектор имеет преимущество над своими соперниками: он не платит напрямую за инфраструктуру,  за загрязнение, которое излучает, или за несчастные случаи, к которым приводит. "Мы до сих пор не нашли способа оценки реальной добавленной стоимости, производимой морским транспортом, и данная проблема не решена европейскими политиками", – говорит Эрик Банель.

Помимо отказа политиков признать преимущества морского транспорта, сектор также оказывается в невыгодном положении из-за благоприятного отношения к автомобильным транспортным операторам. "Мы можем сказать, что автомобильный транспорт поддерживается в той мере, в которой морской транспорт не поддерживается", – утверждает Доминик Рике, вице-президент Транспортного комитета Европарламента.

Попытки заставить автотранспортный сектор взять на себя внешние издержки путем введения дополнительных эко-налогов на длинномерные грузовики достигли определенного успеха в Европе. Однако отказ французского правительства от введения эко-налога имел прямые негативные последствия для экономически неблагополучных морских грузовых маршрутов ЕС.

Сообщение между французским портом Нант Сен-Назер и испанским портом Хихон было закрыто вскоре после отказа от введения данного налога. Поскольку подобные маршруты не могли больше конкурировать с автодорогами в качестве более дешевой альтернативы. "Есть и другие примеры в других странах", – говорит Жан-Мари Миллур.

Голубой пояс Еще в 2013 году Европейская Комиссия предложила проект "Голубой пояс", который был направлен на то, чтобы установить единые общеевропейские таможенные сборы для морского транспорта. Сейчас сложность таможенных процедур является одним из факторов, сдерживающих развитие отрасли.

Жан-Мари Миллур считает: "Сегодня путь груза из одной европейской страны в другую в административном плане также сложен, как и путешествие из Европы в Китай". В отличие от сухопутных границ, морские границы между государствами-членами по-прежнему жестко контролируются различными таможенными службами. По данным Европейской комиссии, это добавляет новые сложности, которые действуют как "узкие места, препятствующие развитию морского транспорта". 

EurActiv, перевод портала ЦТС.