В Украине набирает обороты кампания вокруг вопроса повышения тарифов на железнодорожные перевозки. Развязка обещает быть болезненной, ведь в любом случае будут проигравшие стороны – у Мининфраструктуры, грузоотправителей, Укрзализныци и пассажиров (не будем забывать и о них) интересы в данном вопросе крайне не совпадают.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян уже неоднократно заявлял, что прежде, чем продолжать повышать тарифы, УЗ должна решить ряд внутренних проблем. И прежде всего, речь о борьбе с коррупцией.

"Следующее повышение может быть только после очищения всей компании, тогда, когда мы поймем, что на 100% механизм работы прозрачный и эффективный и отсутствует коррупция", - говорит Омелян, комментируя желание УЗ повысить тарифы на грузоперевозки.

Вместе с тем, главный железнодорожник страны, Войцех Балчун еще в сентябре заявил, что "Укрзализныця" рассчитывает, что очередное повышение тарифов на железнодорожные грузовые перевозки произойдет уже в первом квартале 2017 года.

Член правления "Укрзализныци" Ремигиуш Пашкевич позже сообщил, что в 2017 году ПАО намерено увеличить объем капитальных инвестиций в 2,4 раза до 27,4 млрд гривен, но для реализации плана по капвложениям необходимо одобрение правительством плана повышения тарифов на грузоперевозки. Предприятие, в частности заложило в плане по капинвестициям повышение в 2017 году тарифов на грузоперевозки на 25%, на пассажирские перевозки - на 35%.

Однако, такая идея вряд ли обрадует грузоотправителей. Например, металлурги заявляют, что украинская экономика также нуждается в инвестициях, которых с такой тарифной политикой железнодорожного монополиста просто не останется, как и самой промышленности. "Мы уже много раз слышали сказки от предыдущих руководителей УЗ и министерства инфраструктуры о том, как эффективно будут потрачены деньги на вагоны, локомотивы, пути. Но – воз, а вернее вагон – и ныне там", - говорит глава объединения "Укрметаллургпром" Александр Каленков.

Министр, в свою очередь,  так комментирует договоренности с грузоотправителями: "В этом году, когда мы обсуждали ситуацию с последним повышением тарифа на 15%, я имел очень тяжелый разговор с бизнесом, был достигнут консенсус - это последнее повышение. Что мы наводим порядок внутри УЗ, выводим ее на эффективность и садимся за открытый стол для обсуждения ситуации с тарифообразованием".

Однако, в УЗ хотят говорить о тарифах уже сегодня. Так, Войцех Балчун предложил провести круглый стол по тарифам на базе ДВРЗ, на котором правление УЗ, грузоотправители, депутаты и представители исполнительной власти смогут представить свои аргументы о том, какой должна быть стоимость перевозок.

Кроме того, сегодня в Киеве пройдет еще два мероприятия, где будет обсуждаться данный злободневный вопрос.

ЦТС следит за развитием событий и будет информировать вас о том, в каком русле далее будут разворачиваться тарифные баталии. 

  • 30 листопада 2016, 17:17

    Руководители ассоциаций и объединений промпредприятий, представляющих около 90% грузоотправителей в Украине, выступают против анонсированного "Укрзализныцей" роста тарифов на грузоперевозки на 25% без анализа предыдущих повышений и создания Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере транспорта.

    Об этом заявил глава Федерации металлургов Украины (ФМУ) Сергей Беленький сегодня на пресс-конференции в Киеве.

    По его словам, несмотря на заверения нового руководства "Укрзализныци", эффективность ее работы не повышается. Например, за период работы Войцеха Балчуна оборачиваемость вагонов ухудшилась: по окатышевозам - на 6%, по полувагонам - на 4%, по крытым вагонам - на 2%.

    "Повышение тарифов на 25% совершенно необоснованно. Почему именно на 25%? Никто не видел структуру формирования тарифов!", - отметил Беленький, добавив, что рентабельность грузоперевозок составляет 30-50%, тогда как многие промпредприятия работают убыточно или с минимальной маржой.

    В свою очередь, президент объединения "Укрметаллургпром" (Днипро) Александр Каленков отметил, что ж/д перевозки в себестоимости продукции составляют в среднем 7%, по некоторым позициям - 10%. Между тем, в 2015 году повышение тарифов составило 30%, в 2016 году - 15%.

    По его словам, из-за роста тарифов УЗ может потерять объемы перевозок, так как предприятия могут сократить объемы производства вследствие нерентабельности заказов. Каленков сообщил, что только одна "Запорожсталь" потратит дополнительно около 600 млн гривен на транспортные перевозки.

    "Укрметаллургпром" также считает необходимым создать Нацкомиссию по тарифам на транспорте как независимый орган.
    Исполнительный директор Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА) Сергей Кудрявцев отметил, что для ферросплавных предприятий повышение тарифов обойдется в увеличении затрат на 200 млн гривен в год.

  • 30 листопада 2016, 17:08

    "Вопрос повышения тарифов поднят очень поздно. Вы допускаете ту же ошибку, что и мы в прошлом году. Мы в октябре тоже первый раз подали прошение о повышении тарифов на 30 процентов в два этапа. Не будет финплана - ты не можешь работать, не можешь тратить деньги на капитальные инвестиции. 
    Сегодня для того чтобы отправить зерновоз нужно заплатить на Львовской жд - 800 грн, на остальных - 600 грн. Чтобы отправить полувагон нужно заплатить 300 грн. Нужно создать антикоррупционный департамент. Потому что на сегодня никто из коррупционеров так и не уволен и они остаются на своих местах"- говорит бывший руководитель УЗ Александр Завгородний.

  • 30 листопада 2016, 16:37

    Войцех Балчун: "Сегодня металлурги сказали, что они из-за нас потеряли 22 млрд грн. Я думаю, что правда, как всегда, посередине."

  • 30 листопада 2016, 16:37

    Член правления УЗ Марек Залесны: "Было два сценария повышения тарифов на железнодорожные перевозки - 25% и 44%. Мы выбрали первый вариант".

  • 30 листопада 2016, 15:29

    Тему повышения ж/д тарифов продолжили обсуждать сегодня в Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА), где проходит Инфраструктурный день.

    "Любое повышение тарифов на жд перевозки МИУ готово поддержать, но после анализа, зачем это нужно дело и насколько это обосновано" - заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян в ЕБА.

    photo_2016-11-30_15-30-27

  • 30 листопада 2016, 12:52

    Дмитрий Демидович из Федерации работодателей транспорта Украины говорит, что УЗ недооценивает влияние повышения тарифов на смежные отрасли. "Укрзализныця", по его словам, забывает о марже этих отраслей и не учитывает этот фактор в своих расчетах.

  • 30 листопада 2016, 12:38

    Коммерческий директор Полтавского ГОКа Дмитрий Спатарь утверждает, что дискуссии о тарифе ведутся несколько лет, но постоянно откладывается создание независимого органа по тарифообразованию: "Последние три-четыре года мы собираемся на подобные круглые годы и говорим о проблемах наших и "Укрзализныци" перед повышением тарифов. И всегда мы говорим, и "Укрзализныця" с нами соглашается, и Министерство тоже соглашается, но воз и ныне там. А мы говорим, что нужно создать независимый орган по тарифообразованию на транспорте. Четыре года говорим и говорим, но мы чувствуем, что Министерство и "Укрзализныця" в этом не заинтересованы. Мы считаем, что с созданием такого органа все поднятия тарифов проходили бы более гладко".

  • 30 листопада 2016, 12:35

    Директор по логистике ДТЭК Энерго Орест Логунов акцентрирует внимание на падении грузопотока "Укрзализныци". Он спрашивает у правления ПАО, есть ли анализ того, как отразится повышение тарифов на объемах грузооборота? И за счет чего было повышена зарплата для работников УЗ?

    О. Логунов: "Здесь (на графике. - ЦТС) показаны "ножницы" между ж/д тарифами и индексом промышленных цен. Но если на этот график вы наложете другие "ножницы" - как падает грузопоток УЗ, вы увидите другую картину. Каждый год вы поднимаете тарифы и наблюдаете, как грузопоток идет вниз. В прошлом году это было 30%. Я напомню, что в прошлом году вы подняли тарифы на 30%, и грузопоток пошел вниз. Вы поднимаете цены, и с рынка уходят промышленники и предприятия, которые не могут работать по этим ценам. Проводили ли вы анализ, как повлияет повышение на грузопотоки "Укрзализныци"?Второй вопрос. Вы не успели построить 1000 вагонов, пока что есть только 20. И это хорошо, у вас еще есть время. Но при этом вы успели поднять зарплату своим сотрудникам. Правда ли, что на следующий год планируется повышение зарплаты менедженту УЗ на 250 млн грн? Если да, то ответьте, что лежит в основе этого повышения".

    Ему отвечает Залесны и уверяет, что повышение отразится на стоимости грузов незначительно.

  • 30 листопада 2016, 12:24

    Нардеп Владимир Гусак требует предоставить четкий отчет о потраченных деньгах, полученных от предыдущих повышений тарифов.

    Завязывается дискуссия с Бужором, который говорит о кредите и курсовой разнице.

  • 30 листопада 2016, 12:18

    Владимир Ткаченко из "АрселорМиттал Кривой Рог", отметил, что бизнесу нужны гарантии, что после повышения тарифов не повторится ситуация с дефицитом вагонов, как было в прошлом году.

    "Я общаюсь со своими производственниками, и меня упрекают, вот, "Укрзализныця" уже поднимала тарифы, что изменилось? Почему не хватает вагонов? И, более того, почему даже те вагоны, что есть, почему они не распределяются справедливо? Если это отношение в одной из наибольших предприятий, то чего ждать дальше? Производственники очень скептически все это воспрининмают: опять поднимут тарифы, и все будет как всегда", - говорит Ткаченко.

    Балчун отвечает: "Мы готовы подписать с вами (представителями бизнесами. - ЦТС) меморандум о повышении тарифов, где будет четко прописано, куда пойдут деньги".

    photo_2016-11-30_12-43-03

    Балчун вновь говорит о тяжелых временах для УЗ, в которые приходится реформировать компанию. (В аудитории слышны томные  вздохи).

  • 30 листопада 2016, 12:10

    Балчун в ответ заверил Гусака, что деньги от повышения пойдут на подвижной состав.

    Глава "Укрзализныци" отметил, что правление ПАО готово отчитываться ежеквартально о потраченных деньгах, чтобы не повторять предыдущих ошибок.

  • 30 листопада 2016, 12:10

    Народный депутат Владимир Гусак позитивно оценил некоторые достижения Балчуна, но в вопросе тарифов был более категоричен.

    "Мы хотим, чтобы у  УЗ получилось, но не за счет других отраслей экономики, которые переживают тяжелые времена", - заявил нардеп.

    Много Гусак говорил о предыдущих повышениях и невыполнении УЗ обещаний. "Самое главное - гарантии, что деньги будут направлены по назначению (то есть обновление подвижного состава)", - отметил он.

    Также Гусак призвал руководство УЗ искать источники для снижения себестоимости перевозок.

  • 30 листопада 2016, 11:48

    Член правления УЗ Александр Бужор, говорит, что деньги от предыдущего повышения тарифов были потрачены не на обновление подвижного состава.

    Так, из 7 млрд грн 3,4 млрд были потрачены на обслуживание долгов, 1,6 млрд - на инвестиции в области инфраструктуры.

  • 30 листопада 2016, 11:32

    Залесный демонстрирует презентацию, где показано, на что УЗ планирует тратить деньги.

    photo_2016-11-30_11-31-39

  • 30 листопада 2016, 11:26

    Залесны жалуется, что тарифы в УЗ самые низкие в Европе, не говоря о США.

    УЗ, по его словам, проигрывает, и автотранспорту. Даже после поднятия тарифа, тариф УЗ останется низким.

    Залесны говорит, что повышение грузового тарифа позволит УЗ увеличить инвестиции на 145%, с 11 194 млн грн в этом году до 27 409 млн грн.

    photo_2016-11-30_11-26-44

  • 30 листопада 2016, 11:21

    Член правления ПАО УЗ Марек Залесны: "Мы не хотим быть бедным родственником. Мы приняли решение повысить тарифы на 25%". Деньги от повышения, по словам Залесного, пойдут на обновление подвижного состава.

    Он также добавил, что, по подсчетам МЭРТ, прямой вклад от индексации тарифов в общий индекс цен производителей продукции составит 0,4 процентных пункта. 

    photo_2016-11-30_11-17-55

  • 30 листопада 2016, 11:10

    Как отмечают в УЗ, программу капитальных инвестиций можно будет выполнить лишь при индексации грузовых тарифов.

    "В среднем тарифы на перевозку грузов в пределах Украины ниже, чем по территории Российской Федерации в 1,7 раза; Беларуси - в 1,4 раза; Польши - в 8,9 раза; Словакии - в 6,3 раза; Венгрии - в 7,3 раза; Румынии - в 3,1 раза", - говорят в УЗ.

  • 30 листопада 2016, 10:59

    Министр инфраструктуры Владимир Омелян 29 ноября поручил Войцеху Балчуну начать диалог с бизнесом относительно обоснованности повышения грузовых тарифов в 2017 году.

    Об этом он сообщил перед заседанием Кабмина.

    "В последний раз, когда повышали тарифы на 12%, - мы четко договорились, что это последнее повышение. Сейчас этап реформ, очищение железной дороги, лишение влияния сторонних сил, которые до сих пор там присутствуют, и тогда мы говорим об объективной себестоимости перевозок", - сказал Омелян.

    Он добавил, что министерство уже изучает проект финплана УЗ, в котором говорится о необходимости повышения тарифов.


  • 30 листопада 2016, 10:54

    Вагоны посмотрели. Обсуждаются тарифы.

    photo_2016-11-30_10-54-29

  • 30 листопада 2016, 10:37

    Балчун призвал участников рынка не демонизировать повышение тарифов. "Мы проанализировали тарифы в других отраслях. Наше повышение не такое большое по сравнению с ними. Я прошу не демонизировать это повышение тарифов", - заявил руководитель УЗ.

  • 30 листопада 2016, 10:28

    Пока чиновники осматривают вагоны, представители бизнеса шепчутся: "Вагоны простаивают. Пускайте их в работу".

    photo_2016-11-30_09-59-06

  • 30 листопада 2016, 10:22

    Первой локацией, где сегодня будут говорить о повышении тарифов, стал Дарницкий вагоноремонтный завод. Но перед ложкой дегтя, руководство УЗ предлагает публике маленький бочонок меда в виде 20 новых полувагонов, изготовленных на предприятии.

    Вагоны осматривают первый замминистра инфраструктуры Евгений Кравцов, Войцех Балчун, члены правления УЗ.

    photo_2016-11-30_10-13-06