Сегодня стало известно, что 15 мая Президент Украины подписал указ №133/2017, которым вводится в действие решение СНБО от 28 апреля "О применении персональных специальных экономических и прочих ограничительных мер (санкций)" в отношении российских физических и юридических лиц. В санкционный список на четвертом году войны попали и некоторые популярные соцсети и сайты, которые давно подозревались в сборе информации о гражданах Украины в пользу РФ. Наибольший резонанс вызвал запрет украинским интернет-провайдерам предоставлять доступ пользователям к Одноклассникам, Вконтакте, а также Яндексу. Последний имеет непосредственное отношение к транспорту.

Так, в списке компаний, попавших под санкции, опубликованном на сайте Президента Украины, указано, что ограничительные меры сроком на три года вводятся, кроме прочего, на Яндекс. Карты (частью которого является сервис Яндекс. Пробки), сайт заказа такси Яндекс. Такси, сервис поиска авиабилетов Яндекс. Авіаквитки, сайт с расписанием пригородного и междугородного транспорта Яндекс. Розклади.

ЦТС решил выяснить, как отнеслись к запрету в Яндекс. Такси, а также, что об этом думают конкуренты? Как скажется на работе перевозчиков ограничение по использованию сервиса Яндекс. Пробки?

В Яндекс. Такси сначала сообщили, что "пока не готовы давать комментарии" по данному поводу. Но пообещали дать ответы на поставленные вопросы, когда разберутся в ситуации.

Позже от Яндекс поступило заявление, в котором говорится, что компания развивает свои сервисы для Украины с 2005 года, создавая украинский поиск, карты украинских городов, навигацию… и еще несколько десятков различных проектов. "Решение о санкциях касается не только нас. Это санкции против 11 млн украинских пользователей, ежемесячно выбирающих наши сервисы, и против тысяч украинских организаций, которые используют наши технологии и сервисы для развития своего бизнеса", - заявили в Яндекс, полагая, что главным пострадавшим от санкций станет "украинский пользователь".

Вместе с тем сервисе вызова такси Uklon заявляют, что в данной ситуации еще предстоит до конца разобраться, однако уже готовы сказать, что это никак не скажется на их работе. 

"Uklon не использует никакие службы Яндекс в работе сервиса, поэтому на нашу работу это не повлияет. Что касается вероятных ограничений работы Яндекс.Такси, то мы не ощущали их присутствия, поэтому не думаю, что это также сможет повлиять на нашу текущую работу", - говорит Даниил Ваховский, руководитель отдела маркетинга Uklon.

Не видят проблем и в Элит такси. На вопрос о том, пользуются ли здесь приложением Яндекс. Пробки, нам ответили отрицательно. "Наши водители не используют навигаторы во время движения и не пользуются сервисом Яндекс. Пробки. Поэтому запрет никак не отразится на нашей работе", - заявила PR-менеджер компании Анастасия Ковкрак. Как и предыдущий собеседник, она не увидела в Яндекс. Такси конкурента. "Мы скорее не ощутили конкуренцию, чем да. У нас другие цены, другая ценовая категория. И у нас другие пассажиры", - комментирует она.

В эстонском сервисе заказа такси Taxify, работающем в Киеве с сентября прошлого года, говорят, что не знают, как повлияет на рынок запрет Яндекс. Такси. Но отмечают: "Если они будут заблокированы, у нас будет на одного конкурента меньше, и это, скорее всего, улучшит наши позиции на рынке".

Что касается ограничения на использования Яндекс. Карт, то в Taxify в этом тоже не видят проблемы. "О навигации - наше приложение разработано для использования программ Яндекс, Waze и Google Maps, поэтому вряд ли это повредит водителям, они просто должны будут привыкнуть к другим приложениям", - сообщила нам Мэрилин Нурем из пресс-службы компании. 

В HopinTaxi, заявившем недавно о переформатировании бизнеса в Украине и работе с юридическими лицами, сообщили: "HopinTaxi - европейский приложение. Мы никогда не использовали Яндекс, и не советовали нашим водителям им пользоваться, поэтому закрытие или блокирование данных сервисов вообще никак не скажется на нашей работе".

В компании также не скрывают радости по поводу проблем у конкурента. "В свое время мы почувствовали приход Яндекс. Такси с его демпингом, поэтому относительно блокирования и прекращения работы Яндекс. Такси в Украине - мы только за. Хотя у нас разные классы авто, различные типы пассажиров, как следствие, резкого изменения количества пассажиров мы не ожидаем", - поделились в HopinTaxi с ЦТС.

Мы также обратились за комментариями в другие столичные службы такси, в том числе в Uber, однако ответы пока не последовали (по мере поступления комментариев, мы дополним ими текст).

Вместе с тем, пока не ясно, когда на практике будет заблокирована работа в Украине указанных российских сервисов – провайдеры заявляют, что это проблематично с технической точки зрения. Так, директор департамента по связям с общественностью и внешним коммуникациям компании "Укртелеком" Михаил Шуранов, которого цитирует Дело, заявил, что "процесс достаточно сложен и требует определенного времени, учитывая значительное количество ресурсов. Работы уже начаты. Они будут проводиться поэтапно и, по предыдущей оценке специалистов, будут длиться от нескольких суток до недели". Вместе с тем председатель Интернет-ассоциации Украины Александр Федиенко считает, что "по состоянию на сегодня это невозможно выполнить".

Да и на сайте СНБО Украины отмечается, что Кабмину, СБУ и Нацбанку еще только поручено отработать механизм обеспечения выполнения решения относительно реализации ограничительных мер. 

Читайте также Uber. Год спустя:как изменилась работа компании в Украине