На текущей неделе крупнейшая в мире платформа для карпулинговых поездок BlaBlaCar объявила о приобретении украинского сервиса по автоматизации автобусных перевозок Octobus. Как рассказали ЦТС в украинском офисе BlaBlaCar, сделка была совершена еще в начале 2021 года, но сделать информацию достоянием гласности смогли только сейчас, когда были соблюдены все формальности. В компании отмечают, что приобретение автобусного сервиса ложится в общую стратегию ее развития, предполагающую, что из глобального карпулингового сообщества она планирует стать глобальным мультимодальным маркетплейсом, объединяющим на одной платформе карпулинговые и автобусные предложения для пользователей в странах Европы и Латинской Америки. При этом Украина называется одним из ключевых рынков для компании.

О том, как изменилось соотношение автомобильных и автобусных поездок, которые пользователи заказывают у BlaBlaCar, какие направления являются самыми востребованными в Украине в период пандемии и каковы ожидания от сделки с Octobus, в блиц-интервью ЦТС рассказали генеральный директор BlaBlaCar в Украине Алексей Лазоренко и основатель и CEO Octobus Иван Киров.

21.2  Алексей Лазоренко 

В 2019 году BlaBlaCar уже купил другой автобусный сервис - Busfor. Как с тех пор изменилось соотношение поездок на автобусах и на авто, которые заказывают через ваши сервисы в Украине?

Алексей Лазоренко: Будет уместно ответить на этот вопрос уже по окончанию 2021 года. 2020-й был очень сложным для всей отрасли, и я бы не спешил делать выводы. При этом, если все же сравнить начало 2021-го с началом 2019-го, то поездки с попутчиками в Украине выросли примерно на треть, в то время как автобусные продажи внутри страны через BlaBlaCar и Busfor выросли почти вдвое, чего не скажешь о международных направлениях - там картина обратная. Мы приложим все усилия, чтобы помочь перевозчикам быстро восстановиться после кризиса и поднять продажи. 

По итогам 2020 года сколько было карпулинговых поездок и сколько автобусных? Какая динамика по сравнению с 2019 годом?

А.Л: В связи с объявлением карантина и закрытием большинства границ между странами, в 2020 году существенно снизилась активность международных поездок. Если в обычной ситуации около 20% всех карпулинговых поездок, доступных на BlaBlaCar, - это были поездки за границу, то, начиная с марта 2020 года, этот показатель снизился до 3% и даже ниже.

Международные автобусные поездки упали более чем на 80%, и возобновление привычной активности надеемся увидеть во второй половине 2021 года.

Вдобавок к сказанному выше, отмечу, что в данный момент мы видим активное восстановление внутреннего автобусного рынка, но по-прежнему довольно медленное - международного, где в какой-то момент падение доходило до 90%, но уже по результатам марта сократилось до 50%. Если не будет новых потрясений, то есть шанс приблизиться к уровню 2019 года.  

Международные автобусные поездки упали более чем на 80%, и возобновление привычной активности надеемся увидеть во второй половине 2021 года.

Также, отмечу, что в июне 2020-го мы адаптировали нашу платформу под новую реальность. Каждый раз во время публикации или бронирования поездки BlaBlaCar напоминает пользователям о рекомендациях по безопасности, кроме того, мы напоминаем нашим автобусным партнерам-перевозчикам о необходимости регулярной дезинфекция салона, температурном скрининге пассажиров, масочном режиме.

ivan_photo

Иван Киров

Какого роста продаж ожидаете после покупки Octobus?

А.Л: Покупка Octobus в первую очередь связана со стремлением поддержать перевозчиков и дать им современные и эффективные инструменты управления их бизнесом и аналитики. Это позволит перевозчикам больше фокусироваться именно на перевозках и инвестициях в качество оказываемых услуг, не тратя ресурсы на разработку и поддержание дорогостоящих собственных систем или дополнительного персонала.

Иван Киров: Мы знаем, что рынку нужны современные и удобные цифровые инструменты, и верим, что такой подход будет способствовать развитию и росту всего рынка. Это долгий, но очень нужный процесс. Мы не ждем немедленного бурного роста, но понимаем как важна такая цифровая трансформация для роста и развития всего рынка в долгосрочной перспективе. 

Какие самые востребованные направления поездок (карпулинг и автобусы) в 2020 году в Украине? Какие в 1-м квартале 2021 года?

А.Л: Приоритеты пассажиров в 2020 году и первом квартале 2021-го в точности совпадают. 

Топ-10 самых востребованных маршрутов выглядит таким образом:

Киев-Одесса,

Киев-Чернигов,

Киев-Львов,

Киев-Харьков,

Киев-Черкассы, 

Львов - Ивано-Франковск,

Киев-Прилуки,

Луцк-Львов,

Николаев-Одесса,

Львов-Тернополь.

Как конкретно с помощью новых инвестиций будете развивать далее свой автобусный бизнес в Украине?

А.Л: Для начала мы интегрируем Octobus в экосистему BlaBlaCar и обеспечим взаимодействие между всеми участниками автобусного рынка: перевозчиками, автостанциями и онлайн-агентствами по продаже билетов. Таким образом, мы поможем операторам и автостанциям постепенно увеличивать продажи, повысив эффективность использования билетного ресурса.

Кроме этого, мы планируем масштабировать технологию, созданную Octobus, в страны, где автобусные операторы все еще продают большую часть своих билетов оффлайн на автостанциях и в кассах. Например, страны Латинской Америки. 

И.К.: Одной из главных задач является расширение текущей сети автобусных партнеров. Многие автобусные перевозчики до сих пор работают в оффлайн, ведут бизнес в блокноте или экселе, в лучшем случае. Мы разработаем функционал, который поможет им эффективнее продавать и зарабатывать. Это собственный сайт и мобильное приложение для водителей и персонала, колл-центр и так далее. В этом случае для нас немаловажным является и опыт покупки билета пассажиром. Хочется сделать его максимально доступным и надежным.

Читайте также Как кризис Covid-19 повлиял на автобусные перевозки в Украине