"Мы видим необходимость сокращения наших депо на 25%. Тот излишний состав депо, который был рассчитан ранее на гораздо большие объемы перевозимых грузов, не требуется сейчас", - заявил член правления УЗ Иренеуш Василевский. Действительно, после значительного сокращения подвижного состава в стране, деповские мощности стали профицитными. Кроме того, оборудование физически и морально устарело, а качество самого ремонта оставляет желать лучшего. На фоне этого многие собственники вагонов выступают за открытие этого рынка.

Пока же УЗ, контролируя основную часть мощностей, постепенно теряет статус главного маркетмейкера на рынке деповского ремонта. Так, по данным железнодорожного монополиста, всего в 2016 г на мощностях УЗ было отремонтировано 39,4 тыс. вагонов.  Частные операторы в этом объеме осуществили ремонт  16,7 тыс. вагонов, "Укрзализныця" - 22,7 тыс. За 9 месяцев 2017 года частники значительно нарастили свою долю в общем объеме – 14,2 тыс. вагонов, против 17,6 тыс. у УЗ. При том, что именно УЗ контролирует основную часть мощностей по деповскому ремонту, а доля частных операторов в общем балансе мощностей не превышает 10-15%.  

Реформа депо

На сегодняшний день, по данным УЗ для ремонта грузовых вагонов задействовано 35 депо и по состоянию на 1 января 2017 г. их общая мощность - 42,1 тыс. ед. в год. После значительного сокращения подвижного состава в стране, количество депо не изменилось, что привело к дефициту объектов ремонта и соответственно профициту депо.

Иренеуш Василевский во время презентации Стратегии УЗ до 2021 года сказал, что нужно не просто сокращать депо, но и вводить специализацию. "То есть, у нас будут оборотные депо, ремонтные депо и будут депо, где будет обслуживаться новая техника", - отметил он.

Основные критерии, которые заложены в эту программу - это специализация депо, кооперация (прорабатывается идея, что депо могут кооперироваться с заводами УЗ), концентрация (несколько депо будут объединяться в одно) и социально-экономический фактор. Депо, которые являются градообразующими, сокращать не будут. 

Частный интерес

По мнению директора вагоноремонтной транспортной компании "Холд" Константина Щербанюка, в условиях современного рынка необходимо проводить реформирование структуры вагоноремонтных предприятий, но делать это нужно, учитывая интересы УЗ и других собственников вагонов. "Малоэффективные предприятия, с экономической точки зрения, можно исключить из плана реформирования, а часть депо необходимо передать в управление частникам. Такой подход к оптимизации затрат на содержание и реконструкцию деповской базы позволит повысить качество и снизить себестоимость ремонта вагонов", - считает он.

000000002

О либерализации рынка говорят и в компании "Лемтранс". "Если сделать оценки, и на рынок выставить часть депо, то, я думаю, что нашлись бы предприятия, инвесторы, которые купили бы депо и сделали бы это своим основным бизнесом", - отмечает генеральный директор компании Владимир Мезенцев.

Однако, не все так просто. По закону, УЗ пока что не может распоряжаться своим имуществом. Так, в компании "Квадро-Центр", которая также является собственником подвижного состава, отмечают, что компании было бы интересно интегрировать их деятельность с ремонтными организациями в разрезе ремонта крытых вагонов. Но в приватизации депо есть несколько моментов. "Во-первых, этот вопрос не урегулирован законодательно. Прямого запрета на приватизацию нет, но есть общие запреты, которые касаются приватизации всего имущества УЗ. Во-вторых, для того, чтобы выпустить вагон на сеть, УЗ все равно должна будет давать свое разрешение - подтверждение качества ремонта, таким образом выполняя регуляторную функцию. И есть предположения, что такие разрешения она не сильно охотно будет выдавать", - говорят в компании.

За 9 месяцев 2017 года частные операторы нарастили свою долю до 40%, отремонтировав 14,2 тыс. вагонов. При том, что именно УЗ контроллирует основную часть мощностей по деповскому ремонту, а доля частных операторов в общем балансе мощностей не превышает 10-15%.  

Инвестиции

Технологии ремонтов в Украине кардинально не менялись последние 30 лет, а оборудование - морально и физически изношено. Для примера, во многих депо до сих пор используют станки для обточки колесных пар, которым более 45 лет. При этом, на современных предприятиях функционируют автоматизированные линии по расформированию и формированию колесных пар.

001

На ремонт своих депо УЗ не выделяет достаточное количество средств. В 2016 г. всеми депо было освоено 20 216 тыс. грн (без НДС), в 2017 г. планируется освоить 73 613 тыс. грн (без НДС). В то же время, частные структуры могут позволить себе вкладывать в разы больше. Для примера, компания "Лемтранс" 10 лет назад взяла в аренду два вагоноремонтных депо - Волноваха и Днепродзержинск. "За это время, благодаря инвестициям в объеме 45 млн грн, удалось на 90% обновить оборудование этих депо, реализовать проекты, направленные на энергосбережение, а также на улучшение условий труда. Реализация инвестиционных проектов позволила более чем в 2,5 раза увеличить объемы выполняемых работ", - отмечает генеральный директор компании Владимир Мезенцев.

Крупные собственники подвижного состава, не имея сейчас возможности взять в аренду депо, строят свои ремонтные базы. Так, компания Ferrexpo начала реализацию такого проекта еще в 2012 г. "Увеличение собственного парка компании вызвало необходимость создать собственную ремонтную базу, которая позволит сэкономить собственные средства", - говорит Сергей Бакай, директор ГП "Ферротранс". По его словам, стоимость строительства ремонтной базы, которая находится на территории Полтавского ГОКа, составила около 20 млн грн (с НДС). При этом, она рассчитана только на ремонт собственных вагонов (до 90-100 ед. деповского ремонта в месяц), но в дальнейших планах - увеличение мощностей.

Контроль за качеством

Многие компании сегодня жалуются на качество ремонта УЗ. Говорят, что, если бы не личный контроль, вагоны отдавали бы в ужасном состоянии. "Если говорить о ремонте приватного парка, то у нас замечаний к ремонту УЗ нет, но только потому что мы сами контролируем процесс. Если это вагоны УЗ, где процесс не контролируется, то соответственно и качество ремонта хуже. У них есть свои количественные показатели работы, поэтому страдает качество", - отмечают в компании "Квадро-Центр".

Об этом же говорят в "Лемтрансе": "В период, когда количество планового ремонта превышает производственные мощности арендованных нами вагонных депо, производился ремонт в вагоноремонтных депо УЗ. В связи с систематическим отсутствием в ремонтных депо УЗ требуемых материалов и запасных частей, мы вынуждены обеспечивать их всем необходимым для ремонта нашего подвижного состава. Именно поэтому у нас есть возможность контролировать качество проведения ремонта".

Открытие рынка создаст конкуренцию. И "Укрзализныця" и частные компании станут бороться за своего клиента, что, безусловно, приведет к повышению качества предоставляемых услуг и снижению стоимости ремонта вагонов.