Майкл О'Лири, которому удалось превратить холдинг Ryanair Holdings Plc (RYA) в крупнейшую авиакомпанию Европы за каких-то два десятилетия, побился об заклад о том, что останется в кресле ее руководителя еще на пять лет. А также о том, что в течение этого срока перевозчик не только сохранит свое доминирование, но и полностью вытеснит конкурентов с ближнемагистральных рейсов.

Ирландская авиакомпания Ryanair намерена воспользоваться финансовыми проблемами таких крупных перевозчиков, как Air France-KLM Group, а также ослабеванием Alitalia SpA в Италии, Iberia в Испании и  SAS AB в Скандинавии, чтобы полностью подмять под себя рынок перевозок на коротких маршрутах. Об этом со свойственной ему амбициозностью и эпатажем заявил в Лондоне 52-летний главный исполнительный директор Ryanair Holdings Plc Майкл О'Лири.

«Проблема со всеми этими флагманскими перевозчиками заключается в том, что все они в конечном счете обречены на провал. Это произойдет с ними просто потому, что они на самом деле не стремятся к низким тарифам», - заявил О'Лири.

Глава компании, который регулярно обещает покинуть ее «через парочку лет», собирается расширить флот перевозчика до более чем 400 самолетов к 2018 году. А также удвоить рыночную долю Ryanair, которая сейчас составляет 8,65 млрд евро, в течение того же периода. Это должно подготовить почву для превращения компании в трансатлантического лоу-коста: спрос на широкофюзеляжные самолеты сейчас ослабевает, что делает их дешевле, утверждает О'Лири.

«Вскоре компании почувствуют, что им необходимо уходить из ближнемагистрального бизнеса, который только приносит им убытки. Они начнут отдавать все большую и большую долю рынка», - уверен руководитель лоу-коста. По его словам, скорость изменений будет даже больше, чем все ожидают. «Словом, в ближайшие пять лет все будет очень волнующе и интересно. Так что у меня нет никаких причин, чтобы уходить», - подытожил О'Лири.

С мая 2008 года акции Ryanair прибавили в цене 114%. Сейчас их стоимость на бирже в Дублине составляет 6,12 евро за штуку. Air France-KLM, крупнейшая группа компаний Европы, напротив, утратила в стоимости акций 63% за последние пять лет. Акции немецкой Deutsche Lufthansa AG – номера два на европейском рынке – подешевели на 5,3%.

Эксперимент как приговор Бывшие национальные перевозчики, ставшие основателями консорциума International Consolidated Airlines Group SA (IAG, в их числе - Air France, Lufthansa и British Airways), находятся на полпути к радикальному пересмотру своей сети ближнемагистральных рейсов. Этот сегмент действительно убыточен для них и становится все менее устойчивым по мере того, как низкобюджетные компании расширяют свое присутствие на этом рынке.

"Тот, кто сможет предложить билеты на трансатлантические рейсы в экономклассе по 10 евро или фунтов – будет непобедим"

О'Лири заявил, что «эксперимент оказался неудачным» из-за отсутствия действительно низких тарифов. Речь идет о создании лоу-кост подразделений перевозчиками-членами IAG: Iberia учредила компанию-дискаунтера Iberia Express, Lufthansa – низкобюджетную Germanwings, которой планировалось передать европейские рейсы компании за пределами ее основных хабов.

Грядет революция Суждено выжить будет лишь небольшому количеству ближнемагистральных маршрутов, за счет которых сейчас живут даже рентабельные длинномагистральные рейсы. Причем это касается даже самых крупных операторов, уверен О'Лири, в то время как перевозчики поменьше, такие, как SAS или LOT Polish Airlines SA, будут вынуждены идти на строжайшие меры экономии или вообще окажутся под угрозой банкротсва.

В прошлом году такая участь уже постигла испанскую Spanair SA и венгерскую Malev Zrt. Другим компаниям повезло немного больше и они стали объектами поглощения – как, например, «дочка» Lufthansa, оператор BMI – до этого крупнейший перевозчик в лондонском аэропорту Хитроу.

Представитель Lufthansa Томас Яхнов заявил, что создание подразделения Germanwings позволяет компании удерживать достаточно хорошие позиции в Европе. Представители IAG и Air France-KLM не предоставили комментариев для материала.

Под руководством О'Лири и благодаря стратегии, предполагавшей тарифы по «бросовым» ценам, использование вторичных аэропортов и предоставление минимального сервиса, Ryanair удалось добиться увеличения пассажиропотока с 1,7 млн пассажиров в 1994 году до 79 млн в 2012. При этом целью перевозчика является достичь объемов перевозок в 100 млн человек к 2019 году.

«Мы возродили заново авиационную индустрию после того, как она пришла в упадок в 50-ых – 60-ых годах из-за совершенно провальной модели, согласно которой вам необходимо было быть очень богатым для того, чтобы летать. Но то, что мы собираемся сделать в ближайшие пять лет, будет еще более революционным», - пафосно сообщил глава компании.

Перспектива Max В марте Ryanair заказала 175 узкофюзеляжных самолетов Boeing 737-800 и создала рабочую группу для сопровождения сделки по заказу еще 100 единиц воздушных судов – наиболее вероятно, новой модели американского производителя Boeing 737 Max. Таким образом, общая сумма сделки будет доведена до более чем 20 млрд долл.

По словам О'Лири, покупка, которая может также включать дополнительные 737-800, должна состояться до конца года. Решение относительно 737 Max будет зависеть от цены лайнера с учетом сравнительного анализа экномики и веса воздушного судна. Дело в том, что производитель машины гарантирует экономию топлива, ни много ни мало, на целых 13 %. Однако новшества потребовали внесения таких изменений в конструкцию самолета, которые сделали его тяжелее. Это повлечет за собой увеличение расходов за счет повышения выплат поставщикам инфраструктуры (в частности, за пользование аэродромами).

По словам главы Ryanair, компания будет также договариваться с Boeing о возможности разработки модели с количеством кресел, на 10 или более превышающем нынешнее – возможно, за счет удаления перегородок и одного из трех туалетов – для увеличения вместимости воздушного судна до оптимального уровня. Рентабельность может быть также достигнута за счет отмены госрегулирования тарифов в некоторых аэропортах и установления конкурентных цен на аэронавигационное обслуживание, считает О'Лири.

Коррекция имиджа Глава крупнейшего лоу-коста считает, что Ryanair в конечном итоге должна отойти от своеобразного стиля управления, при котором в качестве маркетингового инструкмента используется распространение негативной информации, например, о введении стоячих мест в самолетах или платы за пользование туалетом. Это позволяло сохранять внимание к бренду с минимальными затратами, утверждает  О'Лири, ведь перевозчик имеет маркетинговый бюджет лишь в 4 млн фунтов стерлингов в год (6 млн долл.). «Возможно, в ближайшие годы от меня попытаются избавиться, чтобы изменить имижд компании, который сейчас далек от рыцарского. Так что, думаю, есть смысл немного смягчить острые углы моего характера», - признает руководитель.

По его словам, компания сохраняет заинтересованность в создании лоу-кост подразделения для трансатлантических рейсов. Предполагается выполнение рейсов из пяти (или около того) городов Европы в десяток пунктов назначения в США – как на восточном, так и западном побережье. Авиакомпания будет работать под другой маркой и даже предложит пассажирам места бизнесс-класса наподобие тех, которые можно приобрести у Virgin Atlantic Airways Ричарда Брэнсона, но более дешевые. При этом в обслуживании эконом-пассажиров у Ryanair однозначно больше опыта, подчеркивает руководитель компании.

Начальные расходы на эти планы в Ryanair оценивают в 50 млн фунтов – не считая затрат на флот. «Мы ожидаем спада в стоимости дальнемагистральных самолетов. Тот, кто сможет предложить билеты на трансатлантические рейсы в экономклассе по 10 евро или фунтов – будет непобедим. Я поражен, что ни один из трансатлантических операторов до сих пор не занял эту нишу низкобюджетных перевозок», - изумляется О'Лири.

Споры по Aer Lingus Ryanair уже давно вышла бы на рынок трансатлантических рейсов – в случае, если бы ей удалось реализовать свои планы по получению контроля над ирландской компанией Aer Lingus, базирующейся в Дублине. Это второй по величине перевозчик в Ирландии и конкурент Ryanair на коротких маршрутах.

Предложение Ryanair на 694 млн евро за 25% акций конкурента (сейчас этот пакет принадлежит правительству Ирландии) в феврале было заблокировано регуляторами Евросоюза, которые посчитали, что такое слияние приведет к повышению тарифов и сужению выбора для клиентов авиакомпаний. Одновременно Еврокомиссия склоняет Ryanair к продажи ее доли в Aer Lingus в размере почти 30%, хотя О'Лири сомневается, что это давление возымеет какое-то действие.

«Если бы мы даже решили продать свою долю в Aer Lingus – кому нам ее продавать? Когда мы просчитаем, какой будет справедливая цена для этого 30-процентного пакета, его покупать никто не захочет», - уверен глава компании.

По материалам Bloomberg, перевод Екатерины Гребеник