На этой неделе в Киеве состоялся инициированный Мининфраструктуры круглый стол, посвященный вопросам реформирования Государственной службы безопасности на транспорте ("Укртрансбезпека"). В мероприятии взяли участие заместитель министра инфраструктуры Мустафа Найем, представители Всемирного банка, ЕИБ, "Укртрансбезпеки", "Укравтодора", Нацполиции и бизнеса. Со стороны МИУ был представлен план реформирования службы, к которому представили свои замечания другие участники дискуссии.

ЦТС приводит ключевые из озвученных в ходе встречи мнений.

Сергей Вовк, директор "Центра транспортных стратегий"

Модерируя круглый стол, Сергей Вовк очертил основной круг проблемных вопросов в работе Государственной службы безопасности на транспорте. "Если говорить о бизнес-составляющей этого вопроса, то регулярно звучит тематика и разрешений на перевозки, и весового контроля и самое главное - кадрового и персонального фактора в отношениях ГСБТ и основных операторов, перевозчиков", - отметил он.

Кроме того, ситуация имеет выражение не только в деньгах, но и в человеческих жизнях, подчеркнул Вовк. В частности, речь идет о пассажирских маршрутных перевозках, их лицензировании и контроле. "Это один из приоритетов, которые говорят, что систему нужно менять, потому что на сегодня она ни кадрово, ни структурно не готова справляться с этими вызовами. Сейчас мы имеем очередную попытку "перезагрузить" ГСБТ, видим, что был анонсирован целый ряд новых инициатив. В частности, с 1 октября заработала в полноценном режиме система WiM. Но самое главное - это то, как в целом будет изменяться система", - отметил он.

244441611_10221541798120370_5869414558415492649_n

Мустафа Найем, заместитель министра инфратсруктуры

Именно на том, что должно измениться в службе в плане кадровом, структурном и финансовом, сконцентрировался Мустафа Найем. Основные моменты из его речи:

1. Кадры и коррупция. "Уктрансбезпека" испытывает кадровый голод и недостаточную квалификацию сотрудников, а зарплаты инспекторов чрезвычайно низкие. По состоянию на конец августа заработная плата инспектора составляла 6-7 тыс. грн. В результате реформы зарплаты инспекторов на линии должны повыситься минимум до 11-14 тыс. грн. Кроме того, необходимо увеличение числа инспекторов, поскольку сейчас их количество составляет всего 176 человек (общий штат ГСБТ составляет 613 сотрудников). "Они должны контролировать все проблемные точки, а это 75 тыс. единиц пассажирского транспорта, 72 тыс. единиц грузового транспорта по всей стране, регулировать вопросы габаритно-весового контроля и контроля пассажирских перевозок. Понятно, что имеющегося персонала недостаточно. В пик сезона, когда у нас появляются "горячие точки" (Херсонская, Николаевская, Одесская области), мы туда направляем половину инспекторов со всей страны. Это означает ослабление контроля на других направлениях", - констатировал Найем.

Он также отметил, что такое положение вещей подталкивает некоторых инспекторов к коррупции. По информации специалистов и правоохранительных органов, которую привел замминистра, общий объем теневого заработка от деятельности в рамках компетенции составляет 270-350 млн грн в год. "Самым коррупционным элементом на данный момент является габаритно-весовой контроль. Это 110-150 млн грн в год, которые идут "налево". Это банальные взятки инспекторам. Конечно, не все инспекторы взяточники, у нас есть информация, что огромное количество людей в службе работают добросовестно", - сообщил он. В связи с этим в ближайшее время будет объявлен конкурс по перенабору инспекторов ГСБТ. Кроме того, уже был объявлен конкурс на должность главы службы и первого заместителя. Также ожидается конкурс на должность заместителя по вопросам цифровизации.

2. Потенциальные потери значительно превышают необходимые капиталовложения в службу. По информации Найема, дальнейшая неэффективная работа "Укртрансбезпеки" приведет к потерям для ВВП Украины в размере 10 млрд долл. до 2030 года. Из них 500 млн недополучит госбюджет, 150 млн составят потери бизнеса.

Заместитель министра отметил, что в 2021 году бюджет службы составил 4 млн долл., в то время как на ее реформирование необходимо всего 500 тыс. долл. По его словам, будут привлекаться в том числе донорские средства.

3. Аудит и контроль службы. "Сейчас, к сожалению, работа построена так, что одни и те же сотрудники, которые выполняют определенные функции, сами же себя и контролируют. Мы будем выделять систему аудита и контроля в отдельную службу мониторинга работы инспекции по выполнению административных функций, в том числе выдачи и учета разрешений на международные перевозки. Также в следующем году мы надеемся автоматизировать все, что касается проведения конкурсов на перевозки, разрешений ЕКМТ (международных разрешений), лицензий", - отметил Найем.

4. WiM. По словам чиновника, до конца 2021 года по всей стране должны работать около 100 станций контроля в движении. 53 из них уже работают либо в тестовом, либо в полноценном режиме.

5. Диджитализация процессов. "До конца этого года у нас будет выделено примерно 40 млн грн на внедрение инноваций, который касаются цифровизации. У нас будет отдельная система, которая будет отслеживать все акты и постановления, которые выносятся территориальными органами. Будет конкретный KPI: если инспектор выносил акты с ошибками намеренно или ненамеренно и эти акты не признают в суде, это будет отслеживаться. Эта система будет внедрена на протяжении следующих 4-6 месяцев", - сообщил Найем.

244573698_10221541797360351_6753851069916167504_n

Доминик Пателла, старший транспортный специалист Всемирного банка

По словам Доминика Пателлы, Всемирный банк всецело поддерживает реформу "Укртрансбезпеки". "Очевидно, что служба играет критически важную роль, касающуюся и безопасности, и эффективности логистических сетей. С философской точки зрения работа ГСБТ также касается вопроса верховенства права, поэтому ее функции должны выполняться очень хорошо. Всемирный банк видит большой потенциал в поддержке этой реформы. Мы в сотрудничестве с замминистра Мустафой Найемом и Анной Юрченко, "Укравтодором" и Центром реформ готовим новый инвестиционный проект, который будет касаться безопасности автомобильных дорог, и в нем ГСБТ будет играть важную роль", - отметил он.

Алексей Белошицкий, первый заместитель начальника Департамента патрульной полиции

По мнению Алексея Белошицкого, у ГСБТ недостаточно возможностей для полноценного осуществления контроля перевозок. Во-первых, ввиду малого количества инспекторов и их рабочего графика, а во-вторых, из-за ограниченности их полномочий. "В подавляющем большинстве стран Европейского Союза контролем на линии занимается полиция. Это единый понятный всем контролирующий орган, который не создает дублирующих функций, устраняет необходимость расширения полномочий отдельных органов. Давайте будем откровенны: водители могут не останавливаться по требованию инспекторов "Укртрансбезпеки" (поэтому рядом должен быть патрульный полицейский), у них нет полномочий задерживать нарушителей", - отметил представитель Патрульной полиции Украины. Согласно его концепции, весь линейный контроль должен отойти к полиции, а все, что касается разрешительной документации, лицензий, проверок, - должно остаться у подразделений "Укртрансбезпеки".

Комментируя мнение Белошицкого, Найем отметил, что в конечном итоге функция контроля на линии действительно должна перейти к полиции вместе со штатом инспекторов "Укртрансбезпеки", однако пока этот вопрос не урегулирован законодательно.

244464436_10221541798440378_2364243587729252302_n

Андрей Вознюк, руководитель отдела интеллектуальных транспортных систем "Укравтодора"

Андрей Вознюк привел статистические данные, демонстрирующие уменьшение количества нарушений габаритно-весового режима благодаря внедрению системы WiM. По его словам, в самом начале внедрения системы процент нарушений среди тех транспортных средств, которые являются потенциальными нарушителями (от 12 тонн и больше), составлял около 30%. "За те два года, пока система наработала массив данных, пока мы нарабатывали алгоритмы сотрудничества с ГСБТ, процент колебался в районе 15-20%. За несколько недель до включения в штрафном режиме количество нарушителей снизилось до 9-10%, а в ночь перед началом штрафования был зафиксирован исторический минимум - 3% нарушителей", - сообщил он.

Отметим, что, по словам и. о. главы ГСБТ Никиты Лагунина, внедрение WiM-комплексов - это только первый шаг, за которым последует размещение low speed WiM, которые позволят перекрыть подъезды к местам разгрузки.

Олег Варивода, исполнительный директор Национальной ассоциации дорожников Украины

Олег Варивода поделился практическими соображениями относительно работы весовых комплексов. По его мнению, многочисленные примеры даже с участием общественности демонстрируют, что пока в вопросах габаритно-весового контроля есть человеческий фактор, то остаются и коррупционные риски. Вместе с тем, внедрение автоматических систем взвешивания может привести к уничтожению местных дорог, которые недобросовестные перевозчики начнут использовать для объезда. "Мы забываем, что кроме дорог государственного значения (которых всего 49 тыс. км), есть еще 120 тыс. км дорог местного значения, где, согласно правилам дорожного движения, максимальный вес автомобиля может составлять 24 тонны. Я уверен, что именно эти дороги станут основными составляющими частями маршрутов объезда систем WiM. Есть ли телефон доверия, по которому кто-либо может пожаловаться на то, что по местным дорогам едут груженые фуры? WiM на все дороги мы не поставим. Но мы можем приучить водителей не нарушать также с помощью мобильных бригад, которые будут выезжать на маршруты объездов", - отметил Варивода.

Леонид Костюченко, президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков

Глава АСМАП Леонид Костюченко обратил внимание на малое количество и неэффективную работу пунктов выдачи разрешений на международные перевозки. По его словам, 14 пунктов на всю страну, из которых в круглосуточном режиме работает всего один, - недостаточно. "Международный перевозчик в Польше на автомобиле наезжает в рейсах 220 тыс. км за год. Украинский перевозчик если до 100 тыс. дотягивает, то это хорошо. Потому что он в дороге находится 15% времени, а все остальное время стоит на отстое - на таможне, на ПВР, на границе. Как минимум 4 ПВР должны работать в круглосуточном режиме, а всего их должно быть не менее 16", - отметил он.

Также Костюченко акцентировал на необходимости сертификации и калибровки весов на весовых комплексах "Укртрансбезпеки", поскольку нередко результаты взвешивания на них существенно отличаются.

Читайте также Инструменты контроля: Где узнать, куда идут деньги при строительстве и ремонте дорог