В октябре прошлого года Министерство инфраструктуры представило план реформирования "Укртрансбезпеки". Было озвучено, что одной из главных задач реформы станет набор новых инспекторов и борьба с коррупцией при габаритно-весовом контроле. Для этого ввели трехэтапную процедуру отбора сотрудников, включающую в себя компьютерное тестирование и собеседование с экспертной комиссией. "Важно, чтобы такой отбор действовал на постоянной основе", - отметил заместитель министра инфраструктуры Мустафа Найем. Кроме того, по его словам, в МИУ хотят максимально внедрять вертикальное управление, чтобы не было сращивания местных элит и перевозчиков с инспекторами УТБ. Служба мониторинга должна понимать ситуацию на местах. Также в министерстве надеются вернуть доверие перевозчиков. "Сейчас делаем максимально все возможное, чтобы перевозчики понимали, что инспектор не будет осуществлять неправомерных действий, и нарабатываем возможность создания колл-центра для перевозчиков", - заявил Найем.
Подробнее о том, какую именно процедуру отбора внедрили в "Укртрансбезпеке", сколько будут зарабатывать новые инспектора и есть ли среди них женщины, в интервью ЦТС рассказала Юлия Билоус, руководитель проекта "Национальный отбор инспекторов УТБ".
Расскажите о конкурсе и новой процедуре отбора инспекторов.
Инициатива проведения всеукраинского комплексного отбора инспекторов УТБ принадлежит Министерству инфраструктуры и, в частности, замминистра Мустафе Найему. Он пригласил меня в проект, так как мы в 2015-2016 годах вместе отбирали сотрудников для патрульной полиции. Было решено воплотить в УТБ похожую конкурсную процедуру.
Как именно проходил отбор?
Отбор включает 4 этапа. Первый этап - сбор онлайн-анкет. Уже за первые три дня мы получили 1000 анкет, всего было подано порядка 2000 тыс. Базовые критерии, которые выдвигались к кандидатам, - это гражданство Украины, знание украинского языка и высшее образование. Ко второму этапу - компьютерному тестированию - было допущено 1824 человека. Один из тестов включает вопросы на знание законодательства, второй - тест общих навыков, который используется для отбора полицейских, и проверяет логическое и аналитическое мышление. Для успешного прохождения тестирования кандидаты должны были набрать более 40% правильных ответов. Третий этап - собеседование с экспертной комиссией. К нему были допущены 575 человек. Перед интервью всех кандидатов проверили в открытых реестрах партнеры из IDLO Ukraine. У коллег есть опыт проведения похожей процедуры конкурсного отбора при реформировании прокуроров. В результате такой проверки мы узнали, что к нам подалось очень много действующих полицейских, и, к сожалению, не все из них зарекомендовали себя достойно. Выявили связи некоторых кандидатов с перевозчиками с возможным конфликтом интересов.
Критерии, по которым комиссия оценивала кандидатов на интервью, - добропорядочность, мотивация, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость и способность решать проблемы. Совместно с HRами из IDLO Ukraine для оценивания каждого критерия были разработаны вопросы, на которые опирались члены комиссии в ходе проведения интервью. В итоге, по результатам всех этапов на службу были оформлены 147 человек.
К нам подалось очень много действующих полицейских, и, к сожалению, не все из них зарекомендовали себя достойно. Мы выявили связи некоторых кандидатов с перевозчиками с возможным конфликтом интересов.
Кто входил в состав комиссии?
В каждой комиссии был представитель УТБ, представитель антикоррупционного подразделения (либо МИУ, либо УТБ), представитель RST МИУ, по два представителя от общественности (ассоциация АсМАП, ФРТУ, региональные общественные объединения и другие ГО, которые имеют отношение к перевозкам). Таким образом был сбалансирован состав комиссии.
Я лично приглашала практически всех представителей общественности в состав комиссии. Помню, звоню главе одной ГО, который часто критикует УТБ, и слышу в ответ на приглашение: "А вы не боитесь?". До начала интервью с кандидатами в его регионе мы регулярно общались, я отвечала на его вопросы, делилась информацией, доступной членам комиссии, по его просьбе я допустила его в другую комиссию посмотреть, как проходит интервью. И в последний момент он отказался участвовать, сославшись, что я скрываю от него информацию, так и не сказав какую. Так что и здесь не обошлось без любопытных историй.
Из каких регионов было больше всего желающих и подавали ли свои кандидатуры на эту должность женщины?
Наибольший интерес проявили кандидаты в западных областях. Там конкурс доходил до 30 человек на место. Порядка 20% от общего количества анкет подали женщины. По результатам отбора, из 147 нанятых нами новых инспекторов 25 - представительницы прекрасного пола.
Были ли какие-то запоминающиеся ситуации?
Не обошлось без желающих выдать желаемое за действительное - кандидаты без диплома о высшем образовании указывали, что оно есть. Были попытки кандидатов, которые не набрали проходной балл, "договориться" и звонки к Мустафе Найему с жалобами на "фальсификацию" результатов тестов, при том, что тест полностью автоматизирован. Во Львове был кейс, когда у кандидата мышка самостоятельно перемещалась по экрану - администраторы на месте сориентировались молниеносно: человека пересадили за другой компьютер, пароль поменяли, ограничили системно возможность входа под одним логином с разных ПК. Кандидат проходной балл не набрал.
Будет ли продолжаться набор инспекторов?
Мы объявили донабор в южном регионе (Одесская, Николаевская и Херсонская области), так как в результате первого набора не удалось закрыть все вакансии. Южный регион требует к себе больше внимания в части ГВК и там нужно больше людей, особенно в сезон. Поэтому в этих областях больше вакансий, чем в остальных. Однако комиссия в ходе собеседований пришла к заключению, что не все кандидаты готовы работать честно, поэтому 80% конкурсантов были отсеяны. Сейчас объявлены 16 вакансий, из которых по пять в Херсонской и Николаевской областях, шесть - в Одесской (три - в самой Одессе, еще три - Измаил). Прием анкет уже закрыт. Из почти 300 анкет ко второму этапу будут допущены 233 кандидата. Завершить все этапы планируем в марте.
Какой будет процедура, если освобождается одна или несколько вакансий?
Мы точно понимаем, что процедура тестирования и собеседования должна проводиться для этой должности, даже если это будет одна вакансия, а не национальный отбор. Разница лишь в том, что вместо объявления масштабного конкурса информация о вакансии будет публиковаться на информационных ресурсах УТБ и сайтах поиска работы.
Я не исключаю, что после аттестации будет объявлен еще один масштабный набор.
Можно ли считать, что Служба полностью укомплектована инспекторами?
Я бы так не сказала. 147 человек, которых мы отобрали, - это дополнительные вакансии, которые Министерству удалось согласовать для УТБ в 2021 году. Есть еще инспекторы, которые уже работают - порядка 150 человек. Их мы планируем провести через процедуру аттестации. Вероятно, после аттестации часть людей покинет службу и их нужно будет замещать. Плюс естественная текучесть кадров. Поэтому я не исключаю, что после аттестации будет объявлен еще один масштабный набор.
Когда планируется провести аттестацию?
В наших планах - второй квартал этого года. Сейчас готовим соответствующую нормативную базу. Как только это будет сделано, за два месяца до начала аттестации начнем предупреждать сотрудников. Процедура будет такой же, как и при отборе новых инспекторов - обязательное тестирование и собеседование с экспертной комиссией.
Какой уровень заработной платы будет у новых сотрудников?
Команде Министерства удалось добиться для УТБ значительно большего бюджета на зарплаты на 2022 год. Минимальная заработная плата инспекторов в регионах составит 16 тыс. грн, в городах миллионниках - 17-18 тыс. грн, в Киеве и Одессе, учитывая, что тут самый высокий уровень жизни и затрат, - 20 тыс. грн.
Будет ли разница в заработной плате для новых сотрудников и тех, кто пришел на должность ранее?
На данный момент эта разница есть. У действующих инспекторов заработная плата немного меньше. Однако планируем внедрить систему оценки эффективности, чтобы платить каждому сотруднику по результатам индивидуальной работы, без привязки к категории "новый/старый".
Читайте также Реформирование "Укртрансбезпеки": 7 мнений об изменениях в работе службы