01

Постановления Кабмина и система ProZorro

В первую очередь, все планы по ремонтам, строительству и обновлению дорог появляются в постановлениях Кабинета министров. Эти документы находятся в открытом доступе и найти их можно попробовать на официальном сайте правительства. "Если вы обычный гражданин или общественный деятель, то прежде всего нужно исходить из постановлений Кабинета министров. Имея эти знания, по ключевым словам в системе ProZorro можно находить конкретные участки дорог и виды ремонтов", - комментирует глава Команды поддержки реформ при "Укравтодоре" Александра Азархина. 

В ближайших планах "Укравтодора" - улучшить эту систему. "Сейчас мы работаем совместно с ProZorro, CoST Ukraine, BRDO над тем, чтобы сделать тендерную документацию в "Укравтодоре" полностью электронной. Кроме того, хотим внедрить обязательное условие для службы заказчика - использование индекса дороги, чтобы упростить поиск. Еще одно, над чем работаем, - это базовый классификатор. Другими словами, планируем сделать так, чтобы все виды работ и услуг имели одинаковые названия. Для удобства анализа такая формализация помогла бы", - отмечает Азархина. Также в планах - электронный идентификатор объекта, благодаря которому будет накапливаться вся информация о нем, что позволит точно знать, какие виды работ и когда проводили, кто был исполнителем и какие деньги были затрачены. 

02

Open Budget

Второй шаг в мониторинге - это государственный портал Open Budget, который отображает текущее состояние бюджета страны. Дело в том, что в системе ProZorro можно увидеть подписанные контракты, но не всегда есть информация о том, когда этот контакт фактически будет выполнен и выделены ли на него деньги. Тогда подключается Open Budget. 

"Этот ресурс позволяет в разрезе закупок мониторить фактические перечисления средств из государственного бюджета. То есть все те контракты, которые заключили службы автомобильных дорог и все те акты выполненных работ, которые были утверждены заказчиками и которые поступили в казначейскую службу и попали в перечень к оплате, - все это любой гражданин может просмотреть благодаря системе", - говорит Станислав Гвоздиков, заместитель директора по евроинтеграции ГП "ГосдорНИИ".  

Open Budget также позволяет изучить расходы, которые предусмотрены на ту или иную государственную программу, например, на программу, связанную с развитием дорожной сети или программу по обеспечению безопасности на дорогах. Кроме того, функционал позволяет сопоставлять прошлогодние сметы или суммы, уплаченные на том или другом участке, а также в разрезе подрядных организаций. "То есть можно мониторить сферу инфраструктурные закупки, на 360 градусов, и по горизонтали, и по вертикали, сравнивая подрядчиков с подрядчиками, разные периоды и т.д.", - резюмирует Гвоздиков. 

03

Ресурсы "Укравтодора"

Сейчас у "Укравтодора" есть два ресурса для мониторинга - интерактивная карта и карта E-Road. "В прошлом году мы презентовали интерактивную карту, сейчас мы сделали по сути интерактивную карту 2.0 и назвали ее E-Road. На ней отображаются постановления Кабмина и проекты МФО. Но помимо этого для нас важно, что скрывается внутри этой карты - там мы отслеживаем оперативное выполнение работ и выборку средств", - поясняет Александра Азархина. 

Доступ к этой системе открыт для всех Служб автомобильных дорог, которые в ежедневном режиме вносят обновления. Таким образом в "Укравтодоре" держат руку на пульсе. Пока что эта система больше призвана для того, чтобы решать внутренние управленческие задачи, но в ведомстве изучают возможность того, чтобы дать большую часть информации в общий доступ для контроля качества и отчетности об использовании бюджетных средств. По словам Романа Коменданта, директора департамента технического обеспечения и инновационного развития, на данный момент для общественности доступна только информация о названии объекта и длине участка. В ближайшее время еще появится синхронизация с ProZorro. 

До лета карту E-Road хотят доработать и наполнить информацией, чтобы она начала полноценно функционировать. Основная цель состоит в том, чтобы для контроля использования средств на дорожные работы не нужно было проверять несколько источников, а достаточно было бы одного ресурса. 

Читайте также Фонды, бонды, ГЧП: Где искать источники финансирования дорожного строительства