В последние месяцы обращает на себя внимание возросшее число сообщений о расширяющейся номенклатуре грузов, перевозимых по рекам Украины.
Так, суда "Белорусского морского пароходства" из Херсона по Днепру и Припяти доставили крупногабаритное оборудование для нефтеперерабатывающего завода в Мозыре. Более того, компания намерена приобрести еще два судна для перевозок на украинском отрезке Днепра. Анонсировалась также, что в Киев будет осуществляться доставка дизельного топлива нефтеналивными судами из Беларуси.
Компания "Нибулон", в дополнение к традиционным для себя перевозкам зерновых грузов, начала возить по реке металлопродукцию. А в мае осуществлялась перевозка по Днепру и строительных грузов - свай из Николаева для филиала "Кременчугский".
В марте наливной танкер Одиссей І впервые осуществил доставку минудобрений КАС-32 по Днепру из Херсона в Запорожье.
Складывается впечатление, что речные перевозки в Украине понемногу оживают. Так ли это на самом деле или упомянутые выше факты лишь создают иллюзию активизации участников рынка?
Динамика перевозок
География речных перевозок в Украине на данный момент охватывает Днепр, Южный Буг и Дунай. Последний преимущественно используется для экспорта, в частности, ЖРС. Эти перевозки осуществляет ЧАО "Украинское Дунайское пароходство".
Основные игроки внутреннего рынка - это, как известно, "Нибулон" и "Укрречфлот". И если "Укрречфлот" оперирует на Днепре, то "Нибулон" перевозит грузы как по главной речной артерии Украины, так и по Южному Бугу. Не лишним будет напомнить, что глава компании Алексей Вадатурский грозился в 2018 году возродить судоходство и на Десне.
Ключевые виды грузов, перевозимые по рекам - зерно, черные металлы и стройматериалы.
Единой статистики по учету грузов, которые перевозятся по рекам Украины, нет. Есть данные речной информационной службы (РИС), которые учитывают только перевозки по Днепру. Есть данные Госстата, которые не совсем корректны (учитываются данные только по флоту под флагом Украины). И есть информация от самих участников рынка. Свести все воедино достаточно проблематично.
Так, по данным Государственной службы статистики, водным транспортом Украины за прошлый год было перевезено 5,9 млн т грузов.
По данным же РИС, за прошлый год только по Днепру было перевезено 8,095 млн т грузов. Еще 423 тыс. т "Нибулон" перевез по Южному Бугу.
Наливной танкер Одиссей І осуществляет доставку минудобрений КАС-32 по Днепру
Что касается 2018 года, то с открытия навигации, которая в этом году началась с 21 марта, и до конца мая было перевезено 1,919 млн т, что на 5% больше аналогичного периода прошлого года. По данным РИС, рост грузопотока демонстрируют черные металлы 316,8 тыс. т (+7% г/г), нефтепродукты 17,3 тыс. т (+5% г/г), стройматериалы и прочие грузы 902 тыс. т (+17% г/г). Перевозки зерновых упали на 7% г/г (до 683,6 тыс. т). При этом в январе-мае 2018 г. не было перевезено ни одного контейнера.
Как отмечает консультант ЦТС Павел Руденко, контейнерные грузопотоки переориентировалось на железнодорожные платформы. В 2017 году ситуация с контейнерами была лучше - за весь год перевезли их почти 2 тысячи.
В разрезе основных игроков рынка, за 4 месяца 2018 года компания "Укрречфлот" перевезла уже 390 тыс. т грузов, что на 11,5% больше прошлогодних объемов. "Нибулон" - 630 тыс. т, в прошлом году за аналогичный период было перевезено 523 тыс. т.
В планах "Укрречфлота" перевезти в этом году 3 млн т грузов, "Нибулона" - 3 млн т - в 2018-2019 МГ.
Развитие флота
Речной флот Украины насчитывает около 500 единиц, но по факту судов используется гораздо меньше. "В последние годы флот практически не обновляется, за исключением строительства "Нибулоном", который строит флот для собственных нужд, и единичных покупок другими компаниями", - отмечает Павел Руденко.
У "Нибулона" на сегодняшний день 69 современных судов (барж и буксиров). Цель компании построить флот, который будет насчитывать 100 судов, чтобы транспортировать 4 млн т зерна по рекам ежегодно. У компании есть свой судостроительный завод и практический каждый месяц они спускают на воду новое судно. "В этом году на воду было спущено два несамоходных судна проекта В5000 длинной 101 м. Сегодня на заводе продолжается строительство также второго буксира проекта Т3500, буксиров POSS-115 и первого в истории завода 140-метрового самоходного перегружателя проекта П-140 с двумя крановыми частями грузовместимости 10000 т и производительностью 18 000 т/сут. Запланировано также строительство шести несамоходных судов грузовместимости 10 и 5 тыс т.", - рассказали в компании.
Спуск на воду второй баржи проекта В5000
В компании "Гермес-Трейдинг" также говорят, что в этом году уже получили новые единицы флота. "Светловодский речной терминал в этом году приобрел 2 мощных буксира. Теперь Кировоградщина также имеет свой флот и судоходную компанию. Акционерами компании принято решение о приобретении 4-х единиц барж. Мы рассчитываем, что это позволит нам перевозить собственным флотом зерновых и масличных порядка 100-120 тыс. т в год, заготовленных, прежде всего, на Светловодском речном терминале, а также с других речных терминалов. До сегодняшнего момента мы, как и другие компании-партнеры квотодержатели на Светловдском речном терминале, фрахтовали флот, перевозя грузы из Светловдска на глубокую воду", - рассказал руководитель "Гермес-Трейдинг" Юрий Скичко.
Сегодня доля речного транспорта в общей структуре перевозок в Украине составляет 0,4%, однако прогнозируется, что с развитием транспортной системы баланс грузоперевозок будет выравниваться и доля речных перевозок вырастет. Потенциальная грузовая база реки составляет 16-18 млн т, а в перспективе 2026 г. она вырастет до 28-32 млн т. ГМК и аграрные грузы занимают 84% этой базы. Для удовлетворения такого спроса необходимо строительство 250-300 судов разного класса. По подсчетам консультантов ЦТС, инвестиции в строительство составят около 1,6 млрд долл.
Перспектива развития
Принятие многострадального закона О внутреннем водном транспорте может позитивно сказаться как на объемах перевозимых грузов по реке, так и на количестве участников рынка и наличию флота у них. "Значительное влияние на рынок может оказать принятие закона О внутренних водных путях - именно благодаря ему могут быть созданы условия для появления новых игроков и грузов на рынке. Пока закон не будет принят - существенные изменения на реке маловероятны", - отмечает Павел Руденко.
Для примера, горнодобывающая компания Ferrexpo заинтересована в налаживании перевозок своей продукции по Днепру, но только после создания должной законодательной базы. "Мы участвуем в дискуссиях о речных перевозках, решение этого вопроса зависит от условий. Если речные перевозки получат такие условия, как в Европе или США, тогда эта идея станет привлекательной", - отметила менеджер Ferrexpo по работе с инвесторами и коммуникациям Ингрид МакМэхон. По ее словам, речные перевозки нуждаются, прежде всего, в законодательном урегулировании.
О необходимости принятия закона говорят и в компании "Гермес-Трейдинг". Ее руководитель, Юрий Скично отмечает, что этот закон заложит важный фундамент для инвестиций и развития речной отрасли, отечественного судостроения и судоремонта, понятной тарифной политики в перевозках по реке, что очень важно для инвесторов и банковского сектора. "Его принятие открывает новые возможности для возрождения речной инфраструктуры Украины, дает мультиплицирующий эффект для многих других отраслей и развития экономики страны в целом", - резюмировал он.
Читайте также Деньги, шлюзы и закон: Как активизировать судоходство по Днепру