В последнее время все чаще возникает вопрос обновления украинского флота за счет заказа иностранных кораблей. Нашумевшие договоренности между Украиной, Францией и Великобританией подняли закономерный вопрос: неужели отечественные судостроители не способны обеспечить потребности государства даже в строительстве патрульных катеров? ЦТС попытался выяснить, насколько оправданы "быстрые решения" с заказом иностранного флота и что, в свою очередь, могут предложить военным морякам украинские верфи.
Европейский импорт
В ноябре прошлого года Украина и Франция договорились о совместном производстве патрульных катеров для украинских пограничников. Позже стали известны подробности договоренностей руководства МВД с французскими партнерами. Согласно им, Украина должна получить 20 патрульных катеров компании OCEA общей стоимостью 136,5 млн евро. При этом 15 из них будут произведены во Франции, а 5 - в Украине. Спустя еще несколько месяцев, в июне этого года, французский производитель выбрал себе партнера в Украине. Им стала верфь "Нибулон".
Затем, уже в октябре, во время визита украинского президента Владимира Зеленского в Лондон был подписан еще один документ - на этот раз меморандум, предусматривающий переоснащение Военно-морских сил ВСУ за счет флота британского производства. Текст меморандума пока держится в секрете, однако "Европейская правда", ссылаясь на собственные источники, писала, что британцы намерены оснастить украинские Вооруженные силы современными ракетными катерами, которые совместимы со стандартами НАТО и способны закрыть потребность ВМСУ во флоте в Черном и Азовском морях. Недавно издание "Думская" выяснило, что в ходе встречи командующего ВМС Украины Алексея Неижпапы с военными атташе стран НАТО украинская сторона якобы дала предварительное согласие на оснащение катеров норвежской противокорабельной ракетой Naval Strike Missile вместо украинской ракеты "Нептун". Также, если верить данным одесских журналистов, большинство этих кораблей (6 из 8) должны быть произведены в Украине, а Соединенное Королевство при этом еще и предоставит Киеву "длинный" 10-летний кредит в размере 1,25 млрд фунтов стерлингов (1,6 млрд долл.) для реализации проекта. Кроме того, речь якобы идет об оснащении под будущий флот двух баз - на Черном и Азовском морях (в Очакове и Бердянске).
Украине могут быть поставлены катера класса Barzan. В 1990-х годах они поставлялись для ВМФ Катара, также одна из версий этого корабля в 2002-2020 годах поставлялась ВМС Греции. Строить корабли для Украины предполагаемо будет компания Infrastrata на своей верфи Appledore. Это проект может стать своеобразной "пробой пера", и в случае его успешной реализации последуют и другие подобные проекты.
При этом следует отметить, что британские верфи в последние годы не избалованы оборонными заказами, в том числе и из-за Brexit. Для Лондона сотрудничество с Украиной - это не только способ дать работу своим судостроителям, но и закрепить свое непосредственное влияние в Восточной Европе.
Наши потребности
Какие же цели при этом преследует Украина? После потери в Крыму 3/4 военного флота наше государство критически нуждается в его пополнении - хоть за счет собственного судостроения, хоть с помощью зарубежных партнеров. В основе концепции развития Военно-морских сил Украины до 2035 года лежит развитие так называемого "москитного флота" - многочисленных скоростных ударных плавсредств. "Фактически это катера, которые несут противокорабельные ракеты, могут выйти на рубеж нанесения удара по противнику, отстреляться и скрыться" - объясняет сооснователь "Украинского милитарного портала" Тарас Чмут. Первый этап данной концепции - обеспечение морской безопасности в нашей 12-мильной зоне. Для этого Украине необходимы патрульно-противодиверсионные катера. "Семь катеров мы уже построили в Киеве (МБАКи, более известные как "Гюрза-М"), два десантно-штурмовых катера "Кентавр" находятся в Одессе на стадии достройки и прохождения государственных испытаний. Также мы получили от США два Island, еще три Island мы получим в следующем году. В следующем году планируем получить первую партию многофункциональных скоростных катеров Mark VI. Всего их должно быть 16. Таким образом, 16 Mark VI, 5 Island, 7 МБАКов, 2 "Кентавра" - это уже группировка катеров, которая способна обеспечить безопасность в 12-мильных зонах Азовского и Черного морей. Добавляем еще противодиверсионную оборону портов, мест базирования. Первая задача будет закрыта к 2025 году", - рассказывает Чмут.
Патрульный катер "Старобельск" класса Island
Следующей задачей развития украинского военного флота является обеспечение безопасности в 200-мильной зоне, для чего могут быть использованы катера Mark VI и Island, а также именно для этих целей планируется закупка и строительство ракетных катеров совместно с Великобританией.
"Третье задание, которое для нас стоит остро и пока что никак не решаемо, - это противоминная оборона. В составе ВМС есть всего один рейдовый тральщик "Геническ", который много лет нуждается в ремонте и не способен эффективно бороться с морскими минами. Мина - это очень мощное оружие на море. Она бьет не так по армии, как она может бить по экономике, препятствуя свободному судоходству из наших портов. Соответственно, нам нужны тральщики, миноискатели, или же противоминные комплексы, которые мы можем расставлять на других кораблях", - отмечает Чмут.
По его словам, на ближайшее будущее ВМСУ необходимо думать о тральщиках-миноискателях, и одним из решений этой проблемы может быть их закупка б/у у европейских стран, поскольку это специфичный и трудный в строительстве корабль. Кстати, по той же, пока неподтвержденной информации "Думской", руководство ВМСУ предложило британским партнерам заменить два из восьми ракетных катеров на тральщики.
Параллельно Украине необходимо развивать береговую инфраструктуру, и только после этого может идти речь о больших кораблях класса "корвет", "малый корвет" или офшорных патрульных кораблях, которые позволят действовать по всей акватории Черного моря, выходить в Средиземное море и мировой океан. Это - перспектива 2030-2035 годов.
Украинские корветы
Как известно, в Украине еще в 2011 году начали реализовать проект "Корвет" - программу строительства 10 кораблей соответствующего типа. Первым полностью спроектированным и построенным корветом за годы независимости Украины должен был стать "Владимир Великий" (строительство "Гетьмана Сагайдачного" и "Славутича" было начато еще в СССР). Однако по различным причинам сроки завершения строительства неоднократно переносились - сначала из-за саботажа оборонных проектов во времена президентства Януковича, а потом из-за недостатка финансирования в связи с войной на Донбассе, расставившей оборонные приоритеты в пользу сухопутных войск.
Вернуться к проекту "Корвет" решили в ноябре 2017 года, когда постановлением правительства №879 действие программы было продлено до 2028 года. Тогда же было запланировано построить 4 таких корабля общей стоимостью почти 32 млрд грн. На сегодня "Владимир Великий", закладка которого состоялась на Черноморском судостроительном заводе (ныне - Николаевская верфь SMG), готов примерно на 20% и проект, по сути, заморожен.
Макет корвета "Владимир Великий"
"Корвет строился под одни задачи, а сейчас перед ВМФ стоят другие задачи. И необходимость в корвете сейчас для флота не стоит. Нам не нужен для решения наших задач такой большой корабль", - считает Тарас Чмут.
Это одна из причин, почему проект был приостановлен. Но даже если бы его реализация продолжилась, то, согласно первоначальным планам, двигатели, вооружение и системы "Владимира Великого" должны были быть иностранными. Позже озвучивались идеи заменить иностранные компоненты украинскими, тем самым удешевив проект, но и тут возникла загвоздка. "Многие предполагаемые украинские вооружения и системы - перспективны и "когда-то будут". Они не в металле, они на бумаге. Например, корабельного противокорабельного ракетного комплекса в Украине нет. То же самое касается РЛС, акустических станций и т. д.", - отмечает собеседник ЦТС. К примеру, противокорабельный комплекс "Нептун", которым предлагалось заменить французский Exocet, еще только испытывается в наземном варианте, его морской аналог еще не готов.
Вероятно, "Владимир Великий" может быть достроен в упрощенном формате OPV (offshore patrol vessel - патрульный корабль дальней морской зоны). Задание таких кораблей - патрулирование, участие в международных операциях, подготовка личного состава, демонстрация флага.
"Сейчас принято решение все деньги и ресурсы направить на закупку готовых кораблей и ремонт имеющегося флота. Я считаю, что это самый правильный вариант, так как за ближайшие два года нужно максимально нарастить флот", - заявил прошлым летом глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия.
Импортозамещение
Так что же получается, у украинского военного кораблестроения совсем нет шансов вклиниться в конкуренцию за обеспечение собственного флота? Конечно, это не так. Во-первых, само по себе оживление на этом рынке не может не радовать - впервые за очень долгие годы моряки начали получать новую технику. Во-вторых, при грамотном подходе государства к этому вопросу локализация должна стать лишь первым шагом к развитию собственного кораблестроения. В свое время такой путь прошла Турция: начав с локализации и крупноузловой сборки на своих предприятиях, сегодня эта страна целенаправленно и последовательно отказывается от иностранной продукции ОПК, постепенно замещая составляющие собственным продуктом.
В начале этого пути сегодня стоит и Украина. Тот же проект "Корвет" при условии строительства четырех запланированных кораблей мог бы на 8-9 лет обеспечить работой примерно 10 тыс. специалистов из разных отраслей оборонно-промышленного комплекса. Однако о таких крупных проектах пока говорить не приходится. А что же реально обеспечить сегодня?
"Если говорить в целом о том, может ли Украина спроектировать и построить ракетный катер, то я заявляю ответственно - может. В Украине на сегодняшний день есть и проектанты, и заводы, которые заинтересованы в такой работе. Но тут важно понимать, что если делать такой катер в Украине, то двигатель, например, надо будет закупать за границей. В тоже время есть комплексы и системы, в которых Украина достаточно сильна. К примеру, радиолокационные станции, которые более чем конкурентоспособны на мировом рынке вооружения", - отмечает генеральный конструктор "Исследовательско-проектного центра кораблестроения" Вадим Борисов.
По его словам, сегодня обеспечить замкнутый цикл создания военного корабля в мире могут очень немногие страны. То есть, так или иначе, любой украинский военный корабль будет частично состоять из иностранных комплектующих. Среди позиций, которые, по его мнению, Украина может обеспечить самостоятельно, - радиолокационные станции, системы загоризонтного целеуказания, газовые турбины и - потенциально - противокорабельные ракетные комплексы (однако, как мы писали выше, ПРК "Нептун" пока существуют только в береговом варианте).
Если говорить конкретно о британском проекте, то, по мнению экспертов, все, что "светит" украинским корабелам, - это 20-30% стоимости работ по каждому собираемому в Украине катеру. Фактически речь идет о сборке корпусов, крупноузловой сборке.
Не "Нибулоном" единым
По мнению специалистов, с большой долей вероятности производство британских катеров будет локализировано в Николаеве, на верфи СП "Нибулон". Эта украинская компания сегодня наиболее проактивна на рынке судостроения и обладает необходимыми мощностями и специалистами. Благодаря этому, "Нибулон" должен стать площадкой для строительства RIB-катеров для Госпогранслужбы совместно с французской OCEA.
В самой компании не комментируют информацию относительно планов по строительству кораблей для Военно-морского флота Украины, но отмечают, что этой осенью впервые завершили ремонт корабля для ВМСУ - судна размагничивания "Балта". Что касается договоренностей с OCEA, то у "Нибулона" с этой компанией подписан пока лишь меморандум о взаимопонимании, и о том, какие конкретно работы по данному проекту будут выполняться в Николаеве, украинская компания пока молчит. "Украина получит непосредственно от Франции первые суда в 2021 году, а от нашего предприятия планами предусмотрена поставка только в 2022-2023 годах", - сообщили ЦТС в "Нибулоне".
Именно на это частное предприятие как возможный центр возрождения украинского военного кораблестроения указал накануне вице-премьер-министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский. "Развивается "Нибулон" - можем делать там локализацию и строительство ракетных катеров и корветов", - заявил он журналистам в ноябре.
Что касается остальных предприятий, которые могли бы быть вовлечены в соответствующие проекты, то в госконцерне "Укроборонпром" осталось всего два кораблестроительных предприятия. Первое - это КБ "Центр кораблестроения", где работают всего около двух сотен работников, занимающихся проектированием, и Николаевский судостроительный завод ("им. 61 коммунара"). Николаевский судостроительный завод давно бездействует, а все его верфи заблокированы недостроенным крейсером "Украина" и судебной тяжбой с греческой компанией Laskaridis.
С еще двумя крупными судостроительными заводами - заводом "Океан" и "Кузней на Рыбальском" ЦТС пытался связаться для получения комментария, но безуспешно. Однако известно, что николаевский завод также рассматривался OCEA как одна из площадок локализации строительства катеров. "Мы прошли технический аудит, проведенный французским посольством. Мы получили очень высокий результат", - заявлял в январе прессе владелец завода Василий Капацына. В ВМС о судостроении на "Океане" говорят пока только в будущем времени, зато отмечают готовность завода осуществлять ремонт военных кораблей. Такое мнение высказал в ходе инспекции предприятия командующий Военно-морских сил Украины Алексей Неижпапа в сентябре.
МБАКи, построенные "Кузней на Рыбальском"
"Кузня на Рыбальском" - одна из наиболее активных верфей, поставляющих продукцию Военно-морским силам. В сентябре киевское предприятие передало ВМСУ седьмой по счету артиллерийский бронекатер типа "МБАК" (проект "Гюрза-М"). Конкретно этот катер первым получил немецкую противодиверсионную гидроакустическую станцию Cerberus Mod 2, которые были закуплены для установки на катерах украинских ВМС весной 2019 года. Однако на вооружении катера имеются и украинские системы, в частности, разработки самой "Кузни на Рыбальском" - например, боевые модули КАУ-30М, 50-мм автоматическая установка постановки пассивных помех УППП-20.
К концу 2020 года завод планирует завершить строительство последнего, восьмого МБАКа. Кроме того, в данный момент столичное предприятие является подрядчиком строительства в интересах ВМСУ трех десантных катеров "Кентавр-ЛК", а также среднего разведывательного корабля, который сейчас достраивается в Одессе.
Церемония спуска на воду в Киеве среднего разведывательного корабля
Отдельный вопрос - обеспечение безопасности в Азовском море. Расположенный в Мариуполе Азовский судоремонтный завод в течение последних двух лет имел опыт работы с кораблями как ВМФ Украины, так и Службы морской охраны. Для военных предприятие осуществляло ремонты механизмов поисково-спасательного судна "Донбасс" и морского буксира "Корец". Для пограничников завод выполнял ремонты патрульных катеров типа "Гриф" и "Калкан".
Завод является ведущим предприятием на Азовском море, которое не только осуществляет судоремонт (и имеет опыт сотрудничества с силовыми ведомствами), но и имеет возможности для судостроения. Поэтому логично предположить, что именно мариупольское предприятие могло бы стать локальной базой судостроения и ремонта для военных и пограничных кораблей в Азовском море, которые не имеют доступа к верфям черноморского побережья из-за контролируемого россиянами Керченского пролива.
Корабль "Донбасс" после ремонта на АСРЗ
На наш вопрос о том, каковы на сегодня возможности предприятия, гендиректор АСРЗ Олег Турский ответил, что завод может делать полный ремонт всех кораблей морской охраны, которые базируются в Азовском море, это же касается и кораблей ВМФ, в частности таких как "Корец" и "Донбасс", а также малых бронированных катеров (МБАК). "Что касается судостроения, у нас были консультации с руководством Службы морской охраны Украины, нас тоже рассматривали как одну из баз по реализации совместного проекта с компанией OCEA. Рассматривался вариант и Азовского, и Черного морей. Но пока что, как я понимаю, "пробное" строительство будет осуществляться на большой воде. Тем не менее, мы обсудили перспективы сотрудничества. То есть, это вполне возможно", - рассказал гендиректор АСРЗ.
Читайте также Сможем строить в Мариуполе баржи для Днепра и бронированные катера - интервью об инвестпроекте АСРЗ