Необоснованные проверки "экологами" судов в портах в последние годы стали притчей во языцех и уже успели превратиться в едва ли не самый яркий символ коррупции в морской отрасли. Но вода камень точит - бизнесу все же удалось достучаться до властных кабинетов и обратить внимание на проблему. В итоге, в апреле премьер-министр Украины подписал постановление "О некоторых вопросах дерегуляции хозяйственной деятельности", которым отменялся контроль судового изолированного балласта и необходимость согласования с Государственной экологической инспекцией технологии перегрузки по каждому виду грузов для судов, находящихся в морских портах Украины.

Но, видимо, постановление Кабмина "экологам" - не указ. Попытки задержания судов с целью проверки изолированного балласта продолжались.

На фоне этого в  июле премьер Владимир Гройсман заявил о "моратории" на проверки до того, как вопрос будет урегулирован решением правительства. Тут же подключился и президент - 13 июля Владимир Зеленский выступил с инициативой приостановить на целых два месяца проверки балластных вод судов сотрудниками Государственной экологической инспекции, мотивировав это тем, что к тому времени новоизбранные парламент начнет принимать "правильные законы".

Но так долго ждать не стали - уже через четыре дня Порядок взаимодействия государственных органов по защите природной среды в портах, как и обещал премьер-министр, был рассмотрен и утвержден Кабмином.

Однако решает ли окончательно вопрос с Госэкоинспекцией?

Какой Порядок приняли?

Необходимость разработки и утверждения правительством нескольких соответствующих процедурных документов существовала в течение длительного времени. В связи с этим, по словам исполнительного директора общественного союза "Ассоциация морских агентств Украины" (АМАУ) Ксении Пидручной, год назад на площадке Государственной регуляторной службы была создана рабочая группа с участием представителей МИУ, МЭРТ, АМПУ, Морской администрации, Минэкологии и ГЭИ (не принимали участия в работе группы), представителей бизнес-сообщества: ЕБА, Американская торговая палата, ФРТУ, других профильных объединений. В рабочей группе также принимает активное участие партнер юридической фирмы "Агрека" Марина Шарапа.

"Цель деятельности этой рабочей группы - разработка согласованных проектов нормативных документов, которые позволят установить правила осуществления экологической инспекцией проверок в морских портах", - отмечает Пидручная.

Эксперты, участвовавшие в подготовке документа, говорят, что новый Порядок установил четкий алгоритм действий АМПУ, Госэкоинспекции и Морадминистрации относительно экологических проверок судов в портах, и должен снизить уровень коррупционных рисков в данном вопросе. Говоря о сути нововведений Министр инфраструктуры Владимир Омелян отметил, что теперь будет четкое разграничение сферы ответственности каждого.

Администрация морского порта будет фиксировать факты загрязнения и сообщать в экологическую инспекцию о выявленном факте, осуществляя отбор проб фоновых показателей качества воды акватории порта. Как только морская экологическая инспекция получила сообщение о факте загрязнения - госэкоинспектор будет направлен в соответствующий морской порт и осуществит отбор проб вод акватории морского порта в месте загрязнения, составив соответствующий акт обследования акватории порта в месте загрязнения и отбора проб воды.

"Важно, что отбор проб воды и проведение их анализа осуществляется в порядке, установленном Кабмином. После чего, в лабораторных условиях, сравниваются результаты проб воды, отобранных в месте загрязнения (отобранные госэкоинспектором) с фоновыми показателями (отобранные администрацией морского порта). Составляется акт ухудшения качества воды, который фиксируется подписями администрацией морского порта и экоинспекторами. Если факт ухудшения качества воды в акватории морского порта подтверждается и будет выяснено, что источником загрязнения является судно - только тогда возможна проверка судна на предмет возможного загрязнения", - объясняет менеджер Американской торговой палаты в Украине по вопросам стратегического развития Лидия Левицкая.

Марина Шарапа выступила с аналогичным разъяснением, но также она говорит и о том, что экологи могут найти лазейки.  "Есть закон. Его можно исполнять, а можно - нет, и никаких дополнительных барьеров здесь не придумаешь, кроме ответственности за несоблюдение закона", - отмечает юрист.

"С начала работы нового созыва Рады, будем работать над полным перезапуском реформы Госэкоинспекции", - Ярина Скороход, координатор логистического комитета ЕБА.

В компаниях, которые не раз уже имели проблемы с экоинспекторами, считают, что для того, чтобы понять будет работать порядок или нет - нужно время. "Алгоритм здравый, как он будет работать - посмотрим. Про экологов ничего и никогда нельзя знать заранее, они умеют читать законы между строк", - высказал мнение руководитель компании ТИС Андрей Ставницер.

В порту Черноморск также уверены, что расслабляться еще рано. "Еще нужно принять сам порядок отбора проб, в редакции разработанной ЕБА с рабочей группой. Но это все равно не исключит риск того, что Экоинспекция не найдет способ и не войдет в сговор с АМПУ.  Думаю, что расслабляться еще рано", - считает Тариэл Хаджишвили, директор агентской компании "Новикъ".

Какой Порядок нужен еще?

Рынок отмечает, что принятый правительством документ - первый из необходимых. На повестке дня остро стоит вопрос принятия не менее важного Порядка отбора проб и проведения их анализа. Такого же мнения придерживаются в МИУ - на заседании Кабмина 14 августа Владимир Омелян даже попытался с голоса внести этот вопрос на повестку дня. Однако премьер-министр Владимир Гройсман ответил, что проект должен быть рассмотрен правительственным комитетом, что уже состоялось и о чем Гройсману тут же сообщили. В итоге премьер-министр заявил, что проект Порядка отбора проб балластных вод в портах включат в повестку следующего заседания правительства, которое состоится 21 августа.

До момента вступления в силу Порядка отбора проб, любые действия экологов по проверкам балластных вод и судов являются незаконными.

Что же из себя будет представлять новый Порядок? "Что касается Порядка отбора проб, то наряду с Порядком взаимодействия, принятым ранее, он четко регламентирует действия экологов при отборе проб и проведении их анализа как в акватории, так и на судне: сроки отбора и анализа, места, где пробы могут отбираться, посуда, в которую отбираются пробы, объемы и т.д. Также этим порядком утверждаются методики, которые применяются для проведения исследований, и регулируются вопросы лабораторий, которые уполномочены на проведение таких исследований", - поясняет партнер юридической фирмы "Агрека" Марина Шарапа. 

Кроме того она добавляет: "Этим Порядком утверждаются методики, которые применяются для проведения исследований, и регулируются вопросы лабораторий, которые уполномочены на проведение таких исследований: это не только лаборатории в структуре Госэкоинспекции, но и иные лаборатории, которые аккредитованы на проведение таких исследований национальным органом Украины по аккредитации. Также важно то, что до момента вступления в силу Порядка отбора проб, любые действия экологов по проверкам балластных вод и судов являются незаконными, поскольку такие проверки запрещены в силу постановлением КМУ №269, а именно изменениями, которые были внесены 27.03.2019 постановлением 367".

Но есть необходимость и в принятии еще одного документа - Порядка начисления размера возмещения и уплаты убытков, нанесенных вследствие загрязнения с судов. Такого единогласного мнения придерживаются все опрошенные нами участники рынка, а также профильные бизнес-ассоциации. Ожидается, что принятие этих двух порядков полностью урегулирует нормативную деятельность экологов. Но Порядок начисления размера возмещения и уплаты убытков - это уже не "кабминовский" документ - он утверждается приказом Минэкологии.

Кроме работы над документами бизнес решил взять в свои руки и реформу самой Госэкоинспекции.

Ну а кроме работы над документами бизнес решил взять в свои руки и реформу самой Госэкоинспекции. "Мы для себя также приняли решение взять активное участие в реформе Госэкоинспекции, так как увидели значительные риски для работы бизнеса и в целом создания инвестиционно привлекательной атмосферы в Украине в проектах законов 9336 и 9336-1 (уже прошлый созыв Верховной Рады). Поэтому, с начала работы нового созыва Рады, будем работать над полным перезапуском реформы Госэкоинспекции", - резюмирует Ярина Скороход, координатор логистического комитета ЕБА.

Читайте также Кошмар портовиков: Вопрос с экологами законодательно "решили", но проблемы остались